по результатам рассмотрения жалобы ООО "ИНТЭК ГРУПП" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
06.04.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего Комиссии -"..." .,
членов комиссии:
"..." (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД":"..." ,
ООО "ИНТЭК ГРУПП",
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "ИНТЭК ГРУПП" от 30.03.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 976/ОАЭ-ДЖВ/20 на право заключения договора на комплексную поставку элементов посадочных мест для пассажиров в залы ожидания Дирекции железнодорожных вокзалов (извещение N 32008939767), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ИНТЭК ГРУПП" (далее - Заявитель) от 30.03.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 976/ОАЭ-ДЖВ/20 на право заключения договора на комплексную поставку элементов посадочных мест для пассажиров в залы ожидания Дирекции железнодорожных вокзалов (извещение N 32008939767) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.02.2020;
начальная (максимальная) цена договора -199 515 132, 82 рубля;
дата окончания подачи заявок - 16.03.2020;
на участие в Аукционе подано - 6 заявок;
дата рассмотрения заявок - 25.03.2020;
к участию в Аукционе допущено - 4 заявки;
дата проведения Аукциона - 26.03.2020;
дата подведения итогов - 26.03.2020;
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 3.6.5.4 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе, в том числе, в случае несоответствия аукционной заявки требованиям Документации.
Пунктом 3.14.1 установлено, что техническое предложение участника, представляемое в составе заявки, должно соответствовать требованиям аукционной документации, технического задания, являющегося приложением N 1.1 к аукционной документации, и должно предоставляться по Форме технического предложения участника, представленной в приложении N 1.3 аукционной документации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 25.03.2020 N 32008939767-01 заявка Заявителя (участник N 5)отклоняется и Заявителю в допуске к участию в аукционе N 976/ОАЭ-ДЖВ/20 отказано на основании пункта 3.6.5.4 аукционной документации в связи с несоответствием технического предложения требованиям аукционной документации, установленным пунктом 3.14.1 аукционной документации (в техническом предложение отсутствует информация предусмотренная техническим заданием в графе "Технические и функциональные характеристики товара" в части изменений конструкций, в целях улучшения потребительских качеств товаров).
Вместе с тем, в соответствии с Техническим заданием Документации "технические и функциональные характеристики товара изложены в приложении N1 к техническому заданию. Внешний вид и дизайн товаров должен соответствовать утвержденному Заказчиком дизайн-проекту в установленные Техническим заданием сроки. Дизайн-проект должен быть разработан с учетом технических и функциональных характеристик товара, указанных в Техническом задании. При необходимости по согласованию с Заказчиком может быть предусмотрено изменение конструкций, в целях улучшения потребительских качеств товаров".
При этом согласно форме технического предложения Документации участнику необходимо указать в техническом предложении информацию о предлагаемых товарах, соответствующих требованию технического задания Документации и указать их конкретные значения.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил документы и пояснил, что Заявителем в техническом предложении, представленном по форме технического предложения Документации, указаны все технические характеристики предлагаемого к поставке товара в соответствии с требованиями технического задания Документации, а также согласие участника со всеми условиями Документации, в том числе, с условиями, согласно которым при необходимости по согласованию с Заказчиком может быть предусмотрено изменение конструкций, в целях улучшения потребительских качеств товаров.
Таким образом, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, в том числе требования к заполнению участниками закупки технического предложения, приходит к выводу о том, что форма технического предложения и техническое задание Документации не содержат указания о том, что участнику при заполнении формы технического предложения в графе "Технические и функциональные характеристики товара" необходимо указывать информацию в части изменений конструкций, в целях улучшения потребительских качеств товаров. Более того, указанная информация не является техническими или функциональными характеристиками поставляемого товара, требующих указания их конкретных значений в техническом предложении участника закупки.
Кроме того, согласно Протоколу по вышеуказанным основаниям Заказчиком отклонена заявка участника N 1.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя и участника N 1, ввиду отсутствия в техническом предложении Заявителя и участника N 1 указания на информацию об изменении конструкций, в целях улучшения потребительских качеств товаров, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 18.03.2020 N 223-ФЗ-206/20 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации неправомерного квалификационного требования о наличии у участника Аукциона опыта поставки товаров по предмету закупки.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ИНТЭК ГРУПП" (ИНН: 7706563664; ОГРН: 1047797078119) от 30.03.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 976/ОАЭ-ДЖВ/20 на право заключения договора на комплексную поставку элементов посадочных мест для пассажиров в залы ожидания Дирекции железнодорожных вокзалов (извещение N 32008939767) обоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 06.04.2020 N 223-ФЗ-233/20.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.04.2020 N 223-ФЗ-233/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 апреля 2020 г. N 223-ФЗ-233/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.04.2020