Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
"..."
в присутствии представителей:
"..."
рассмотрев жалобу АО "ЗАВОД РЭТО" (далее - Заявитель) на действия ООО "СЭМ" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку комплектующих для сборки трансформатора силового с литой изоляцией типа ТСЛ 1000 кВА 10/0,4 кВ группа соединений обмоток - 11 и комплектующих для сборки трансформатора силового с литой изоляцией типа ТСЛ 400 кВА 10/0,4 кВ группа соединений - 5 (реестровый N 31908674576) (далее - Запрос предложений);
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений.
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры, выразилось в неправомерном отказе в допуске заявки Заявителя к дальнейшему участию в Запросе предложений. Также Заявитель в состав ежалобы указывает, что Заказчиком был нарушен установленный срок рассмотрения вторых частей заявок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Извещение о проведении Запроса предложений (далее - Извещение) опубликовано Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок - 17.12.2019.
В соответствии с извещением дата рассмотрения вторых частей заявок определена Заказчиком на 17.01.2020.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок N 047-5 от 04.02.2020 28.01.2020 заявка участника АО "ЗАВОД РЭТО" (идентификационный номер заявки - 303570) признана не соответствующей требованиям закупочной документации в части пункта 4 Технического задания "Требования к квалификации Поставщика и особые требования" со следующим обоснованием:
"Не соответствие в части опыта выполнения аналогичных договоров за последние три года, не соответствие свидетельства о представительстве в части полномочий на поставку комплектующих, отсутствие перевода на русский язык сертификата полномочий) на основании пункт 2.17.4.14 (несоответствие участника иным отборочным критериям указанных в пункте 4 технического задания), на основании отрицательного заключения отдела безопасности (в части наличия конфликта интересов) признать заявку несоответствующей требованиям закупочной документации и отклонить от дальнейшего рассмотрения".
Из доводов жалобы следует, что заявка Заявителя от дальнейшего участия в процедуре отклонена неправомерно, поскольку такая заявка полностью соответствовала требованиям Закупочной документации.
Комиссией на заседании установлено следующее.
В пункте 4 Технического задания предусмотрено, что у поставщика наличие у Поставщика всех необходимых документов на право заниматься данным видом деятельности. Копии данных документов, заверенные надлежащим образом, указанным в настоящей закупочной документации, должны быть включены участником в состав своего предложения. Поставщик должен быть производителем или официальным дилером завода-производителя (обязательно предоставить копию дилерского сертификата). Копии данных документов, заверенные надлежащим образом, указанным в настоящей закупочной документации, должны быть включены участником в состав своего предложения. Опыт работы Поставщика по поставкам данной продукции.
Из буквального толкования пункта 4 Технического задания следует, что такие требования предъявляются исключительно к участнику, признаваемому по результатам проведения процедуры победителем. В связи с чем отклонение участников по данному основанию при рассмотрении заявок не допустимо.
Кроме того, Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, в данном случае при оказании услуг.
Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в данном случае в Запросе предложений.
Относительно требований о предоставлении документов, предусмотренных пунктом 4 Технического задания, Комиссия отмечает следующее.
Участник должен либо быть производителем, либо уже иметь хозяйственные взаимоотношения с заводами-изготовителями товаров, являющихся предметом закупки.
При этом, для участника закупки, не являющегося производителем товара, требования на этапе подачи заявок о предоставлении документов от завода-производителя товара, подтверждающих право участника на поставку товара налагает на него дополнительные обязательства для целей принятия участия в закупках.
По сути, указанное требование - понуждение участника заключать договоры с третьими лицами, то есть обременение исполнением договорных обязательств перед третьими лицами в любом случае, независимо от победы в торгах, что противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности.
Между тем, в отсутствие обязанности производителя товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о предоставлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом продажи производимого им товара, осуществлять сервисное обслуживание оборудования и т.п., возможность участников подать заявку на участие в Закупке в соответствии с указанными требованиями всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителей, что ограничивает возможность участия в Закупке.
Стоит отметить, что участник закупки, подав заявку, берет на себя весь объем обязательств по своевременной поставке товара в соответствии с условиями документации о закупке и договора, также, подписывая договор с Заявителем, второй раз подтверждает свои обязательства по поставке, в связи с чем требование дополнительного подтверждения возможности исполнить взятые на себя обязательства, как путем представления копии дилерских или иных договоров с производителями или дилерами, а также писем гарантии об отгрузке являются излишними и ограничивают количество участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих правомерность отклонения заявки участника от дальнейшего участия в процедуре.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при отклонении заявки Заявителя в связи с несоответствием такого участника требованиям пункта 4 Технического задания.
Кроме того, Комиссией было установлено, что фактически Заказчиком рассмотрение вторых частей заявок осуществлено с нарушением установленного срока, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В связи с вышеизложенным доводы жалобы признаются Комиссией обоснованными.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ЗАВОД РЭТО" (ОГРН 1077764814324 ИНН 7724646338) на действия ООО "СЭМ" (ОГРН 1167746857992 ИНН 7725331267) при проведении Запроса предложений обоснованной.
2. Установить в действиях ООО "СЭМ" нарушение пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать ООО "СЭМ" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
"..."
1. АО "ЗАВОД РЭТО"
115201, Москва город, шоссе Старокаширское, дом 4а
2. ООО "СЭМ"
115114, Москва город, проезд Павелецкий 2-й, дом 5, строение 1, помещение 18, этаж 2, раб место 13
3. АО "ЕЭТП"
115114, Москва город, улица Кожевническая,
дом 14, строение 5
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-2301/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.02.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
"..."
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании вынесенного решения от 13.02.2020
по делу N 077/07/00-2301/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "СЭМ" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку комплектующих для сборки трансформатора силового с литой изоляцией типа ТСЛ 1000 кВА 10/0,4 кВ группа соединений обмоток - 11 и комплектующих для сборки трансформатора силового с литой изоляцией типа ТСЛ 400 кВА 10/0,4 кВ группа соединений - 5 (реестровый N 31908674576) (далее - Запрос предложений), а именно:
1. Заказчику отменить протокол поведения итогов от 05.02.2020, протокол рассмотрения вторых частей заявок от 04.02.2020;
2. Заказчику назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок, дату подведения итогов Запроса предложений;
3. Заказчику пересмотреть заявки участников Запроса предложений с учетом принятого решения от 13.02.2020 N 077/07/00-2301/2020;
4. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;
5. Заказчику продолжить проведение Запроса предложений в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупке, Закупочной документации;
6. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 18.05.2020;
7. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 25.05.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 апреля 2020 г. N 077/07/00-2301/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2020