Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2020 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии - начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Поларис" (далее также - ООО "Поларис", заявитель) - обеспечил участие представителя Лаптева Д.В. посредством интернет-видеоконференции;
заказчик - государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная психиатрическая больница" (далее - ГБКУЗ ЯО "ЯОПБ", заказчик) - обеспечил участие представителей Балуевой С. Ю., Конько Д.А., Павлюка В.В. посредством интернет-видеоконференции,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поларис" на действия заказчика, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная психиатрическая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования (принтеры) (извещение N 0371500000520000057) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
30.03.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Поларис" на действия заказчика, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная психиатрическая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования (принтеры) (извещение N 0371500000520000057) (далее - жалоба).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что заказчиком при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара (раздел 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации) установлены показатели и значения таких показателей ("Ресурс фотобарабана, стр." - не менее 100 000, "Ресурс блока проявки, стр." - не менее 100 000, "Уровень шума при работе, Дб" - не более 48), характерные только для продукции одного производителя "Kyocera", что ведет, по мнению заявителя, к ограничению числа потенциальных участников рассматриваемого электронного аукциона.
С учетом изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссией установлено следующее.
Заказчиком, государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная психиатрическая больница", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 19.03.2020 (с изменениями от 27.03.2020) размещено извещение N 0371500000520000057 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования (принтеры) вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
С учетом изложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.
При составлении описания объекта закупки следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
С учетом изложенного, заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке оборудования (принтеры) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
В рассматриваемом случае аукцион проводится с целью удовлетворения потребности заказчика, а именно, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная психиатрическая больница".
Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 радела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
В разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком определено требуемое к поставке оборудования (принтеры) (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара):
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Количество |
Обоснование включения дополнительной информации, не предусмотренной позицией КТРУ |
|
требования к характеристикам товара, установленные документацией об аукционе в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг (код позиции КТРУ 26.20.16.120-00000002) | ||||||
требования к характеристикам товара, установленные в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ | ||||||
Показатель** |
Значение показателя* |
|||||
1 |
Принтер |
|
|
шт. |
40 |
|
Ресурс фотобарабана, стр. |
не менее 100 000* |
Для экономии средств при эксплуатации устройства |
||||
Ресурс блока проявки, стр. |
не менее 100 000* |
Для экономии средств при эксплуатации устройства |
||||
Уровень шума при работе, Дб |
не более 48* |
Для обеспечения комфортной работы |
Таким образом, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что наряду с требованиями к функциональным, техническим и качественным характеристикам оборудования (принтеры) (в том числе, "Ресурс фотобарабана, стр." - не менее 100 000, "Ресурс блока проявки, стр." - не менее 100 000, "Уровень шума при работе, Дб" - не более 48), заказчиком приводится обоснование потребности в установлении указанных выше требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам оборудования (принтеры).
Представители государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная психиатрическая больница" на заседании Комиссии пояснили, что установленные в описании объекта закупки требования указанным выше значениям показателей закупаемого товара "Принтеры" обусловлены соответственно потребностями заказчика: для обеспечения эффективного использования бюджетных средств, а именно использование фотобарабана и блока проявки с меньшим ресурсом приведет к частой замене фотобарабана и блока проявки, стоимость которых составляет от 5500 до 10000 рублей, при этом для замены последних необходимо привлечение сторонней организации, что также ведет к дополнительным расходам; на время замены потребуется подменный принтер, которого в организации не имеется - ресурс фотобарабана, ресурс блока проявки; возможность печати большого объема документов, при этом повышенный уровень шума может отразиться на состоянии сотрудников при нахождении в одном помещении нескольких автоматизированных рабочих мест, оборудованных закупаемыми товарами, а также учитывая специфику учреждения, может влиять на состояние пациента и создать трудности в работе специалиста - уровень шума при работе.
Также представители заказчика при рассмотрении жалобы отметили, что заказчиком при формировании аукционной документации проведено изучение рынка соответствующего оборудования (принтеры), являющегося предметом рассматриваемой закупки, на основе чего сделан вывод, что оспариваемое заявителем оборудование (принтеры) (с установленными показателями и значениями таких показателей "Ресурс фотобарабана, стр." - не менее 100 000, "Ресурс блока проявки, стр." - не менее 100 000, "Уровень шума при работе, Дб" - не более 48) могут поставить как минимум 3 потенциальных участника (коммерческие предложения: вх. N 01-16/879 от 26.02.2020, N 01-16/881 от 26.02.2020, N 01-16/882 от 26.02.2020).
Вместе с тем в качестве предмета закупки обозначена поставка оборудования (принтеры), а не производство последнего; в связи с чем, участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющий потребностям заказчика; также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
В рамках рассматриваемой жалобы заявителем представлена таблица, отражающая характеристики оборудования (принтеров) различных производителей (включая модели) со ссылками на сайты производителей в сети "Интернет", которая, по мнению заявителя, подтверждает приобретение заказчиком исключительно оборудования (принтеры) производителя "Kyocera".
Ярославское УФАС России критически относится к данной позиции заявителя, поскольку, во-первых, информация, содержащаяся на сайтах производителей априори не может рассматриваться в качестве надлежащей (достоверной); во-вторых, оснований полагать, что заявителем проанализированы все из введенных в гражданский оборот видов (моделей) оборудования (принтеров) определенных им производителей также не имеется; в-третьих, оценке подлежала часть из оспариваемых заявителем характеристик такого оборудования.
Следовательно, заявителем не доказан факт того, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, явились непреодолимыми для подателя жалобы как потенциального участника закупки, а также не представлено доказательств невозможности поставки требуемого оборудования (принтеры) на условиях заказчика.
Кроме того, заявитель не принимал участие в настоящей закупке, а, соответственно, не доказал свое намерение и заинтересованность в участии в рассматриваемом аукционе.
Соответственно, данные обстоятельства косвенно свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемом случае в документации об электронном аукционе положений, ограничивающих количество потенциальных участников закупки.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для установления в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поларис" (ИНН 9719001024, ОГРН 1207700009637) на действия заказчика, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная психиатрическая больница" (ИНН 7606119173, ОГРН 1187627037509), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования (принтеры) (извещение N 0371500000520000057), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Лебедева С.Н. |
Члены Комиссии: |
Антонова М.В. Печников А.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 апреля 2020 г. N 076/06/64-290/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.04.2020