Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <_>- заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью "ВАПРО" требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России обратился гражданин <_> по факту осуществления 11.02.2020 в 18:55 час. на принадлежащий ему абонентский номер <_> от абонента <_> звонка рекламного характера:
"- Алло.
-Алло. Добрый день.
- Да. Здравствуйте.
- Меня зовут <_>. Я являюсь представителем компании "Глобал Трейс". У меня есть для вас предложение. Можем с вами обсудить?
- Какое предложение у вас для меня есть?
-Речь идет о дополнительной прибыли, извлекаемой ее по средствам торговли на финансовых рынках.
-Скажите, у вас есть мое согласие на звонки мне с целью предложения рекламы?
-Обработка персональных данных?
- Нет. Мое согласие на звонки мне с целью сделать какие-либо предложения. У вас есть мое согласие?
-<_>, я, конечно, прошу прощение, вы мой теска, я думала, вы такой замечательный человек, а задаете такие вопросы.
-Нет, я не замечательный. Я очень злобный и обычно пишу жалобу в Федеральную антимонопольную службы сразу.
- Но у вас такое имя красивое.
-Давайте договоримся: вы занесете мой номер в черный список и больше никогда не будете мне звонить. В противном случае я сделаю то, что я обычно делаю.
- Давайте будем добрее_ <_>_остановитесь. <_>, ну наш разговор, для начала, записывается. Мы организация, работаем более 7 лет. Мы не стесняемся того, что предлагаем свои услуги по телефону и ищем потенциальных клиентов. Если у вас нет желания со мной беседовать, скажите мне красиво, что у вас сейчас нет времени или нет желания.
- Давайте начнем с того, с чего мы начали. Скажите, у вас есть мое согласие на то, чтобы делать мне какие-то предложения?
- Ну, вы опять говорите_ я вам начала говорить_ можно задать вам вопрос? Вы торгуете на каких-либо онлайн площадках.
-Нет и не буду.
-Можете ответить мне на вопрос?
-Нет и не буду.
-Ну почему Вы молчите?
-Вы делаете вид, что вы не слышите?
-Я не слышу.
- Вы не слышите, вы не слышите. А давайте, я попробую еще раз ответить: "Нет и не буду". Услышали?
-Нет, нет. Я вам не говорю о торговых площадках финансовых рынков. Я говорю вам о онлайн торгах, то есть "Amazon", "Avito"_
-Вернемся, вернемся к моему вопросу. Скажите, так у вас есть мое согласие?
-Так я вам и хочу_ донести до вас_ вы, когда оставляете свой номер телефона в просторах интернета, не является ли ваш телефон общедоступным для всех? Вы даете согласие, чтобы вам позвонили.
-Нет. Для этого нужно мое согласие. Нет, не даю.
-Так вы уже дали свое согласие, когда оставили свой телефон на просторах интернет площадках торговых.
-Я понял. Давайте вы это обсудите с Федеральной антимонопольной службой. Я передам им запись нашего разговора, номер телефона, с которого вы звоните и свое согласие на обработку персональных данных.
- Да, пожалуйста, <_>_ номера в интернете являются общедоступными_
-Нет. Не являются. Вам нужно внимательно изучить антимонопольный закон.
-Можно вам позвонить или нет? Вы опять меня не слышите.
- Я вас слышу. Если вы звоните мне с рекламными предложениями, лучше не звонить. Это плохо заканчивается для тех, кто это делает. Вот, например, сегодня уже получил уведомление от ФАС о том, что по поводу вот таких как вы уже ведется разбирательство. А перед этим были другие. Они потом извиняются, но потом уже передо мной извиняться не надо, потому что штраф для юр. лиц начинается от 100 тысяч рублей.
-Я вам еще раз говорю, <_>, когда вы оставляете номер телефона_
-Нет, я не даю при этом согласия. Вы ошибаетесь.
-А как вам позвонить, чтоб у вас что-то купить, к примеру? Как вы оставляете свой телефон на "Avito"?
-Так чтобы купить, а не продать. Понимаете? Чтобы купить, а не продать.
- Да какая разница? Вы оставляете телефон на просторах интернета, а это общедоступный_
- Это не важно. Это не имеет никакого значения.
-Нет, это важно_
-Для того, чтобы сделать мне предложение, нужно мое согласие.
-Аааа_ приехали. Ладно, Валерий, давайте на хорошей ноте закончим. Я желаю вам успехов и всего доброго. И по пустякам не злитесь.
-Вы ошибаетесь, я не злюсь. Я просто делаю обычно это. Вы это сами увидите. Посмотрите.
-Пожалуйста, передайте, пожалуйста, телефон, звонок. Нашу запись, если хотите, могу вам нашу запись предоставить, если у вас не записался.
-Зачем мне это нужно? Я передаю номер телефона, а дальше Федеральная антимонопольная служба сама разбирается. Зачем мне нужен ваш адрес, к чему мне эта ненужная информация?
- Передавайте. <_>, ну, остановитесь_перестаньте, ну что же в вас столько злобы? Успехов вам желаю, всего доброго. Нельзя быть злым. Счастья вам.
-Я очень добрый"
По утверждению заявителя, рекламная информация была направлена без его предварительного согласия на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.
Согласно информации из Базы данных перенесенных абонентских номеров, размещенной на сайте ФГУП "ЦНИИС", абонентские номера <_> и <_> принадлежат к ресурсу нумерации ПАО "МТС".
На запрос Омского УФАС России ПАО "МТС" была представлена информация (исх. N С0820/КТБ/03исх от 26.02.2020), согласно которой "_Услуги связи с выделением в пользование абонентского номера <_> оказываются ООО "ВАПРО"_" на основании договора N 177745359666 от 16.12.2019, заключенного между ПАО "МТС" и ООО "ВАПРО".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ООО "ВАПРО" является рекламораспространителем.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 055/05/18-357/2020 по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявитель - <_>;
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "ВАПРО" (<_>);
- заинтересованное лицо - ПАО "МТС" (<_>).
3. Назначить дело N 055/05/18-357/2020 к рассмотрению на 13 мая 2020 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ООО "ВАПРО" в срок до 08 мая 2020 года представить в адрес Управления письменные пояснения по вышеуказанным фактам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с приложением документов, обосновывающих позицию ООО "ВАПРО".
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка представителей ООО "ВАПРО" и ПАО "МТС" для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 апреля 2020 г. N 055/05/18-357/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.04.2020