Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений для нужд РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2020-2021 г.г. (реестровый N 32008905026, далее - Закупка, Конкурс) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ\x{2028}"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная установлением неправомерных положений в Конкурсной документации
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции\x{2028}по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо\x{2028}в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии\x{2028}с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом\x{2028}от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных\x{2028}и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках, Положение), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт, ЕИС).
Заявитель в жалобе приводит довод относительно несогласия с установлением критерия оценки опыта по одновременному техническому обслуживанию инженерных сетей и текущему ремонту лечебных медицинских учреждений, что, по мнению Заявителя, ограничивает возможность участия в закупке участников, которые имеют опыт выполнения аналогичных работ, но которые при этом не получили его путем исполнения разных договоров.
В соответствии с пунктом 8 Конкурсной документации под работами/услугами сопоставимого объема понимаются работы/услуги по исполненному контракту (контрактам), договору (договорам), стоимость каждого из которых составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора на право заключить который проводится электронный конкурс - то есть не менее 9 895 551,28 руб.
Предмет исполненных контрактов (договоров) должен быть связан с предметом закупки, а именно: одновременно техническое обслуживание инженерных сетей и текущий ремонт лечебных медицинских учреждений.
Заказчик с доводом жалобы не согласился и представил письменные возражения.
Согласно возражениям Заказчика установление данных требований связано с особенностью учреждения в котором оказывается медицинская, лечебная, образовательная деятельность одновременно, что требует опыт сопоставимый с предметом Конкурса.
Также Заказчик представил в материалы дела исследования рынка при формировании НМЦ, который подтверждает наличие действующего рынка с 2017 года заключенных и исполненных контрактов одновременного технического обслуживания и текущего ремонта зданий в лечебных учреждениях свыше 9 895 551,28 рублей.
Заказчик указывает на то, что отсутствие опыта участника по предмету Закупки не является основанием для отклонения заявки, в связи с чем отсутствуют ограничения для участия в Конкурсе.
Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя является необоснованным, ввиду того, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил подтверждений наличия опыта по техническому обслуживанию инженерных сетей и текущему ремонту отдельно лечебных учреждений, медицинских учреждений или зданий иных юридических лиц, тем самым не доказал, что является лицом пострадавшим от установленного Заказчиком требования Конкурсной документации.
Также Заявитель не согласен с порядком оценки по критерию "Квалификация работников участника закупки", в соответствии с которым установлен показатель "количество ключевых специалистов в организации участника, необходимых для непосредственного оказания услуг".
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках\x{2028}в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок \x{2028}на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие\x{2028}в закупке.
В соответствии с пунктом 8 Конкурсной документации Заказчиком установлен критерий "Квалификация работников участника закупки" со значимостью 35%
Для оценки и сопоставления заявок по критерию установлен показатель (подкритерий) "количество ключевых специалистов в организации участника, необходимых для непосредственного оказания услуг", а именно: электрик, каменщик, монтажник, электросварщик, слесарь - сантехник, газосварщик, производитель общестроительных работ, производитель сантехнических работ, производитель электротехнических работ, электромонтер, электромонтажник, плотник, маляр, плиточник.
При этом значимость данного показателя составляет 100%, а максимальное количество баллов, которое может быть присвоено по показателю - 100.
В качестве подтверждения наличия в штате сотрудников Заказчик принимает копию штатного расписания и "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме КНД 1110018", заверенную ФНС, с подписью сотрудника, печатью, расшифровкой подписи и указанием телефона сотрудника ФНС.
При наличии договорных отношений с привлекаемыми к исполнению договора специалистами (в случае привлечения физического лица - копия договора гражданско-правового характера, или предварительный договор, подписанный лично привлекаемым специалистом); в случае привлечения иного юридического лица, не являющегося участником закупки, и его штатных сотрудников - копия договора или предварительный договор с юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающие, наличие привлекаемых к исполнению контракта специалистов в штате такого юридического лица: приказ о приеме на должность, копия трудовой книжки).
N п/п |
Значение показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя (ЗП) |
|
Количество ключевых специалистов участника, необходимых для непосредственного выполнения работ, а именно: электрик, каменщик, монтажник, электросварщик, слесарь - сантехник, газосварщик, производитель общестроительных работ, производитель сантехнических работ, производитель электротехнических работ, электромонтер, электромонтажник, плотник, маляр, плиточник:
14 и более специалистов разных специальностей;
от 10 до 13 специалистов разных специальностей;
от 5 до 9 специалистов разных специальностей;
от 2 до 4 специалистов разных специальностей;
1 специалист;
не имеется специалистов. |
100
80
50
30
10 0 |
1,0 |
Предложениям участников конкурса по показателям присваиваются баллы по следующей формуле:
ПБi = Пi / Пmax x ЗП,
где ПБi - количество баллов по показателю;
Пi - предложение участника, которое оценивается;
Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;
ЗП - значимость показателя.
При этом участнику конкурса, который не имеет в своей организации требуемых ключевых специалистов или не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие образование, предоставленные сведения о наличии в организации Участника специалистов, указанных в показателе будет присвоено 0 (ноль) баллов.
Согласно доводу Заявителя установленный порядок оценки зависит от волеизъявления членов Комиссии Заказчика, поскольку в отношении одних участников могут учитываться сотрудники привлеченной субподрядной организации, а в отношении других участников закупки, комиссия заказчика может учитывать исключительно наличие сотрудников, состоящих в штате участника закупки.
Заявитель считает, что установление Заказчиком шкалы оценки по показателю "количество ключевых специалистов в организации участника, необходимых для непосредственного оказания услуг" не предусматривает пропорциональную зависимость между содержанием предложения участника и количеством присваиваемых баллов.
Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода, при этом принимает во внимание пояснения Заказчика относительно внесения изменений 16.03.2020 в Конкурсную документацию, а именно: исключено требование о предоставлении в качестве подтверждения наличия ключевых специалистов в организации участника, необходимых для непосредственного оказания услуг "Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме КНД 111018", а также исключено положение о присвоении 0 баллов за не представление указанных сведений; скорректирован раздел "Оценка в 0 баллов будет присвоена", а именно удалено словосочетание "в своей организации".
Также по мнению Заявителя, Заказчиком, установлен ненадлежащий порядок возврата денежных средств, в качестве обеспечения заявок, в нарушение требований Закона о закупках.
В соответствии с частью 13 статьи 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Порядок и случаи блокирования денежных средств, внесенных участниками такой конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в такой конкурентной закупке, и прекращения данного блокирования определяются Правительство Российской Федерации (часть 10 статьи 3.4 Закона о закупках).
Согласно пункту 9 Дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 657 Оператор электронной площадки направляет в банк информацию для прекращения блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки в течение 1 часа с момента наступления отклонения заявки на участие в конкурентной закупке, отмены заказчиком конкурентной закупки.
В соответствии с пункте 5.2 Конкурсной документации обеспечение заявки может быть представлено путем внесения денежных средств или предоставления банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником конкурса. Предоставление обеспечения иным способом не допускается.
Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в закупке, вносятся участником закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
При этом, в пункте 5.3 Конкурсной документации установлено:
Порядок, срок и случаи возврата денежных средств, представленных в качестве обеспечения заявок на участие в закупке |
Срок их возврата не должен превышать семи рабочих дней со дня подписания итогового протокола, если участник не является победителем закупки. Победителю закупки эти средства возвращаются в срок не более семи рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения о его незаключении. Возврат участнику закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не производится в следующих случаях: 1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных извещением об осуществлении закупки, документацией, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора). |
Данный порядок возврата денежных средств, представленных в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, является ненадлежащим и нарушающим Закон о закупках.
В связи с изложенным, Комиссия приходи к выводу об обоснованности данного довода Заявителя, при этом Комиссия учитывает пояснения Заказчика относительно вынесения изменений в Конкурсную документацию до начала Комиссии.
Согласно следующему доводу жалобы Заявитель считает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок заключения договора.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В пункте 1.11.2 Положения указано, что в течение пяти дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки Заказчик передает победителю (единственному участнику) два экземпляра заполненного проекта договора.
Победитель закупки (единственный участник) в течение пяти дней со дня получения двух экземпляров проекта договора подписывает их, скрепляет печатью (при наличии) и передает Заказчику.
Согласно пункту 8.1.12 Положения Договор по результатам закупки у СМСП заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, извещением, документацией о закупке и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.
Договор заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, Заказчика.
При этом в пункте 7.2 Конкурсной документации указано, что Заказчик в течение 7 (семи) календарных дней с даты размещения итогового протокола на электронной площадке направляет участнику конкурса, с которым заключается договор, проект договора.
Участник конкурса, с которым заключается договор, должен представить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в конкурсной документации), иные документы, если конкурсной документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны договор не позднее 3 (трех) календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика.
Комиссией установлено, что данное положение противоречит Закону о закупках и Положению о закупках, в связи с чем, данный довод признается обоснованным. Также Комиссия принимает во внимание пояснения Заказчика относительно внесения изменений в пункт 7.2 Конкурсной документации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с жалобой и представил письменные возражения. При этом указывая, что обстоятельства, на которые ссылается Заявитель в жалобе, уже устранены, изменения фактически в Конкурсную документацию внесены. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной в части.
Обязательно для исполнения предписания Заказчику не выдается, ввиду того, что в Конкурсную документацию были внесены изменения в соответствующие положения.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Академстрой" (ИНН: 7720745659, ОГРН: 1127746225958) на действия ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (ИНН: 7728095113, ОГРН: 1027739054420) при проведении Конкурса в части первого довода - необоснованной, в остальной части - обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 2, пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 апреля 2020 г. N 077/07/00-4427/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.04.2020