Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),
рассмотрев жалобу ИП Артемов И.А. (ИНН: 590500459040) (вх. N 004204) (далее - заявитель) на действия АО "Гознак" (ИНН: 7813252159), Закупочной комиссии АО "Гознак" (далее - организатор торгов) при организации и проведении прямого поиска поставщиков на выполнение годового комплекса мероприятий по дератизации, дезинсекции и акаризации (извещение N 2650836, опубликовано на сайте электронной торговой площадки ООО "Фабрикант.ру" - www.fabrikant.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
16.03.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на наличие в Извещении и документации по проведению прямого поиска в п.2.7 неправомерного требования, относительно лицензии на осуществлении медицинской деятельности.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "Гознак" (далее - Положение) и Извещением и документацией по проведению прямого поиска (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 10.03.2020 г., дата окончания приема заявок - 17.03.2020 г., дата подведения итогов - 20.03.2020 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Пунктом 27.1 Положения предусмотрено, что Прямой поиск - неконкурентный способ Закупки, не являющийся формой проведения торгов. Заявку на участие в прямом поиске может подать любое лицо. Наилучшим предложением Участника признается то, которое содержит лучшие условия исполнения Договора (Договоров) в соответствии с критериями и порядком Закупки (оценки и сопоставления Заявок), которые установлены Документацией о проведении Прямого поиска на основании настоящего Положения.
Так, пункт 2 раздела 2 Документации устанавливает требования к содержанию заявки. Так, в состав заявки входят:
- Фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица), номер контактного телефона;
- Выписку из единого государственного реестра юридических лиц или заверенную Участником копию такой выписки, полученную не ранее чем за месяц до дня размещения на Официальном сайте извещения о проведении закупки (для юридических лиц);
- Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или заверенную Участником копию такой выписки, полученную не ранее чем за месяц до дня размещения на Официальном сайте извещения о проведении закупки (для индивидуальных предпринимателей);
- Копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), согласие на обработку персональных данных.
- Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Участника закупки-юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Участника закупки без доверенности). В случае, если от имени Участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени Участника закупки, оформленную в установленном законодательством порядке и подписанную руководителем Участника закупки (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем Участника закупки, заявка на участие в закупке должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
- Заверенные Участником копии учредительных документов Участника закупки (для юридических лиц) в действующей редакции и содержащие отметку налогового органа о государственной регистрации таких документов;
- Документы, подтверждающие соответствие Участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в закупке в соответствии закупочной документацией, Копию лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории Пермского края;
- Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках Продукции и иные предложения об условиях исполнения договора, необходимо предоставить в соответствии с формой Приложений 3/1 и 3/2.
- Декларацию о принадлежности участника к субъектам малого и среднего предпринимательства (для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей или вновь созданных юридических лиц (по форме согласно приложению к закупочной документации) или сведения из единого реестра субъектов малого предпринимательства.
В жалобе Заявитель указал, что считает требование о копии лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории Пермского края незаконным, поскольку услуги по дезинфектологии (дератизации, дезинсекции и акаризации) подлежат лицензированию лишь в тех случаях, когда они оказываются в рамках оказания медицинской помощи, что не имеет отношения к спорным торгам.
В силу п. 7.3 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.12.2012 N 1040н выдача лицензий на медицинскую деятельность осуществляется территориальными органами Росздравнадзора.
В связи с этим, Пермским УФАС России был сделан запрос в Территориальный орган росздравнадзора по Пермскому краю (исх. N 04126-20 от 27.03.2020 г.) о необходимости участникам спорной закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности.
01.04.2020 г. в адрес Пермского УФАС России поступил ответ (исх. N02/13-968) в котором было указано следующее.
Необходимость лицензирования отдельных видов деятельности закреплена в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с п.п. 46 п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании, в том числе санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.
Как следует из указанного постановления Правительства N 291, работы (услуги) по специальности "Дезинфектология", оказываемые в рамках медицинской помощи, являются лицензируемыми работами (услугами).
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Определением Верховного суда РФ от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 установлено, что поскольку дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Также данным Определением Верховного суда РФ установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и, следовательно, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Схожа позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073 по делу N А60-27966/2016.
Учитывая изложенное довод о наличии в Извещении и документации неправомерного требования о копии лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории Пермского края является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Артемов И.А. (ИНН: 590500459040) (вх. N 004204) на действия АО "Гознак" (ИНН: 7813252159), Закупочной комиссии АО "Гознак" при организации и проведении прямого поиска поставщиков на выполнение годового комплекса мероприятий по дератизации, дезинсекции и акаризации (извещение N 2650836, опубликовано на сайте электронной торговой площадки ООО "Фабрикант.ру" - www.fabrikant.ru), необоснованной;
Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 апреля 2020 г. N 059/07/3-346/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2020