по результатам рассмотрения жалобы ООО "ДЭП-31" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
26.03.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей;
рассмотрев жалобу ООО "ДЭП-31" от 19.03.2020 N 565 на действия (бездействие) заказчика ГУП "Оренбургремдорстрой" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по нанесению и восстановлению горизонтальной дорожной разметки в рамках содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области в 2020-2022 годах (извещение N 32008963810), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ДЭП-31" (далее - Заявитель) от 19.03.2020 N 565 на действия (бездействие) заказчика ГУП "Оренбургремдорстрой" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по нанесению и восстановлению горизонтальной дорожной разметки в рамках содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области в 2020-2022 годах (извещение N 3200896381 (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП "Оренбургремдорстрой" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 06.03.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 1 336 662 936 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 23.03.2020;
Дата проведения торгов - 24.03.2020;
Дата подведения итогов Аукциона - 24.03.2020;
На участие в Аукционе подано 3 заявки, из них 1 признана соответствующей требованиям Документации.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком в Документации неправомерно установлены ненадлежащие требования к составу заявки участника Аукциона;
Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о соответствии товара одновременно нескольким нормативным документам, установленным Заказчиком в Документации.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и документы представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлены ненадлежащие требования к составу заявки участника Аукциона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть установлены, в том числе, требования к составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом согласно пункту 32 информационной карты Документации первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства должна содержать согласие на выполняемые работы, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями Документации, а так же технические характеристики товара (заявка по форме 1 (рекомендуемая)).
Также, согласно требованиям инструкции по заполнению первой части заявки участнику необходимо указывать в техническом предложении конкретные показатели товара.
Из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к техническим и функциональным характеристикам товара по предмету закупки, которые не могут быть известны участнику закупки на момент подачи заявки, поскольку точные данные указанных в Жалобе характеристик будут известны участнику только после производства указанного товара и последующего его испытания, что обязывается участника закупки заблаговременно приобрести товар для указания соответствующих характеристик предлагаемого к поставке товара.
Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, также установила, что техническим заданием Документации предусмотрены требования к техническим и функциональным характеристикам товара по предмету закупки, а также иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
В частности, по позиции "материал для нанесения дорожной разметки 1.23" технического задания Документации установлены следующие технические характеристики товара: "значения координат цветности х, у материала для нанесения дорожной разметки для угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область дорожной разметки не менее 0,285", "время высыхания до степени 3 материала для нанесения дорожной разметки не более 30 мин", "степень перетира материала для нанесения дорожной разметки \x{2265}40\x{2264}70 мкм", "массовая доля нелетучих веществ материала для нанесения дорожной разметки не менее 75 %" (указанные показатели не являются исчерпывающими).
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что согласно форме заполнения технического предложения участника Аукциона, а также согласно инструкции по заполнению первой части заявки участник Аукциона в составе заявки должен представить техническое предложение, состоящее из параметров предлагаемого товара, в том числе, перечислить характеристики в соответствии с требованиями технического задания Документации и указать их конкретные значения.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 32829-2014, ГОСТ 6589-74, ГОСТ 19007-73, ГОСТ 17537-72 сведения о конкретных технических и функциональных показателях товара, установленных в техническом задании Документации, определяются по результатам проведения испытаний, что налагает на участника обязанность приобрести товар до подачи заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к описанию участниками Аукциона в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, а также показателей результатов испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о закупках не обязывает участников закупки при заполнении заявки на участие в закупке иметь в наличии товар для предоставления подробных сведений технических и функциональных показателей соответствующего товара, а также результатов испытаний таких товаров.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок от 23.03.2020 б/н участникам NN 1, 3 отказано в допуске к участию в Аукционе, ввиду несоответствия заявок требованиям Документации, а именно участниками в техническом предложении, представленном в составе заявки, не указаны конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации неправомерных требований к составу заявки, а также в неправомерном отказе участникам NN 1, 3 в допуске к участию в Аукционе на основании вышеуказанных положений Документации, нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требовании о соответствии товара одновременно нескольким нормативным документам, установленным Заказчиком в Документации.
Согласно техническому заданию Документации Заказчиком установлено, что товары должны соответствовать требованиям, установленным нормативными документами в последней редакции, в том числе их обязательным, рекомендуемым и справочным приложениям.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что каждый из нормативных документов (ГОСТ), указанный в Документации, относится к соответствующей группе товаров и предлагаемый к поставке товар не должен соответствовать одновременно всем установленным в Документации нормативным документам.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явились и не представили доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДЭП-31" (ИНН: 5610080648; ОГРН: 1045605456401) от 19.03.2020 N 565 на действия (бездействие) заказчика ГУП "Оренбургремдорстрой" (ИНН: 5610080648, ОГРН: 1045605456401) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по нанесению и восстановлению горизонтальной дорожной разметки в рамках содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области в 2020-2022 годах (извещение N 32008963810) обоснованной в части довода о том, что Заказчиком в Документации неправомерно установлены ненадлежащие требования к составу заявки участника Аукциона.
Признать ГУП "Оренбургремдорстрой" нарушившим часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ГУП "Оренбургремдорстрой", ООО "РТС-Тендер" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 26.03.2020 N 223-ФЗ-227/20.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.03.2020 N 223-ФЗ-227/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 апреля 2020 г. N 223-ФЗ-227/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2020