Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель |
- |
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Малышева О.С. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Чирова Л.А. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Толстова А.А. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Фарманова И.М. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
В присутствии представителей от:
Заявителя: Агафонова А.В. (доверенность от 06.04.2020 N06/04/2020);
Заказчика: Дыкоменко А.Л. (доверенность от 17.01.2020 N 565/25-Д), Пестова Н.А. (доверенность N 545/71-Д);
УСТАНОВИЛА:
25 марта 2020 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Компания Энергоремонт" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "ЦС "Звездочка" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на проведение технического обслуживания, ремонта дизелей 4-2ДЛ42М, 7-2Д42 заказов проекта 877 (извещение N32008880231).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением незаконных требований к участникам закупки.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках").
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
АО "Центр судоремонта "Звездочка" является заказчиком в понимании ФЗ "О закупках", который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О закупках", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ "О закупках" правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ "О закупках" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ "О закупках" не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Центр судоремонта "Звездочка", одобренное Решением Совета директоров АО "ЦС "Звездочка" (протокол N 303 от 26.12.2018) (далее - Положение о закупках).
Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
14.02.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещены извещение (N32008880231) и документация о проведении запроса предложений на право заключения договора на проведение технического обслуживания, ремонта дизелей 4-2ДЛ42М, 7-2Д42 заказов проекта 877 (далее - документация).
Начальная (максимальная) цена договора - 14 600 000,00 руб.
15.02.2020 и 26.02.2020 были внесены изменения в извещение и в документацию.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участнику закупки, а именно: в пункте 4.1.15 "Дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора" раздела 4 "Информационная карта" документации - 4) Необходимый для выполнения работ ЗиП, либо подтверждение завода-изготовителя о безусловной поставке ЗиП в обеспечение выполнения работ.
Также в пункте 4.1.16 "Документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям" - 4) Письмо за подписью руководителя предприятия и ВП МО РФ о наличии ЗиП для выполнения работ, являющихся предметом закупки, либо копию действующего договора с заводом-изготовителем дизелей 4-2ДЛ42М, 7-2Д42 на поставку ЗиП, либо подтверждение (согласие) завода-изготовителя дизелей 4-2ДЛ42М, 7-2Д42 на поставку ЗиП под выполнение работ, являющихся предметом закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках" при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 ФЗ "О закупках" в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 2 части В.3.1.3 и части В.3.1.4 Положения о закупке в извещении и документации о проведении запроса предложений заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений.
В пункте 4.1.15 "Дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора" раздела 4 "Информационная карта" документации установлено следующее: "4) Необходимый для выполнения работ ЗиП, либо подтверждение завода-изготовителя о безусловной поставке ЗиП в обеспечение выполнения работ".
В пункте 4.1.16 документации установлены документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, а именно: "4) Письмо за подписью руководителя предприятия и ВП МО РФ о наличии ЗиП для выполнения работ, являющихся предметом закупки, либо копию действующего договора с заводом-изготовителем дизелей 4-2ДЛ42М, 7-2Д42 на поставку ЗиП, либо подтверждение (согласие) завода-изготовителя дизелей 4-2ДЛ42М, 7-2Д42 на поставку ЗиП под выполнение работ, являющихся предметом закупки".
Из письменных объяснений Заказчика следует, что в рамках ГОЗ-2019 с ООО "Компания Энергоремонт" заключен договор от 24.06.2019 на выполнение работ по техническому обслуживанию дизелей производства АО "Коломенский завод" со сроком исполнения 31.12.2019. По данному контракту работы не завершены в полном объеме, информация о сроках поставки ЗиП на корабли отсутствует.
В материалы дела представлено письмо от 20.01.2020 N63/40 АО "Коломенский завод", в котором указано, что выпуск продукции на 2020 год для ООО "Компания Энергоремонт" не предусмотрен.
В соответствии с информацией с официального сайта АО "Коломенский завод" (раздел "Продукция - Запасные части") "ОАО "Коломенский завод" является основным производителем оригинальных запасных частей к дизелям типа Д42 размерности 30/38_".
Также Заказчик пояснил, что дизельные двигатели были разработаны АО "Коломенский завод" по заказу Министерства обороны, данное предприятие является держателем подлинников конструкторской документации и единственным их изготовителем на сегодняшний день.
Следовательно, установление вышеуказанных дополнительных требований Заказчиком установлено правомерно.
Таким образом, довод является необоснованным.
2. Также Заявитель в жалобе указывает на то, что дополнительные требования к участнику закупки не согласуются с условиями проекта договора.
Частью 6 статьи 3 ФЗ "О закупках" установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В проекте договора установлено следующее: "5.10 Исполнитель, при выполнении Работ по настоящему Договору, самостоятельно, по согласованию с ВП МО РФ, приобретает ЗИП и/или иные материальные ресурсы, необходимые ему для выполнения этих Работ. При этом Исполнитель несет ответственность за качество приобретенных ЗИП и/или иных материальных ресурсов, которые будут им использованы в ходе выполнения Работ. Необходимый Исполнителю для выполнения Работ по настоящему Договору ЗИП может быть предоставлен ему Получателем_
5.11. В случае закупки и поставки Исполнителем ЗИП импортного производства_.
5.12. При выполнении Работ на надводных кораблях и судах Северного флота допускается применение запасных частей, снятых с производства или ранее производимых за рубежом и не имеющих отечественных аналогов, в том числе с истекшими сроками хранения и службы, или с отсутствующими сопроводительными документами_.".
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что установленные дополнительные требования к участникам закупки, изложенные в первом доводе, противоречат пунктам 5.10, 5.11 и 5.12 проекта договора.
Следовательно, направление победителю проекта договора на условиях, не предусмотренных документацией о закупке противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках", и является нарушением части 6 статьи 3 ФЗ "О закупках".
Таким образом, довод является обоснованным.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ "О закупках" рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частью 2 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Энергоремонт" обоснованной в части второго довода.
2. Признать Заказчика - АО "Центр судоремонта "Звездочка", нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 ФЗ "О закупках".
3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О закупках".
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.С. Малышева
Л.А. Чирова
А.А.Толстова
И.М.Фарманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 8 апреля 2020 г. N 32юл-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.04.2020