Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<...> - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу <...> (далее - <...>, Заявитель) на действия бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Омский музыкально-педагогический колледж" (далее - БПОУ "ОМПК", Учреждение) при проведении аукциона на право заключения договора аренды нежилых помещений, находящихся в собственности Омской области и закрепленных за БПОУ "ОМПК" на праве оперативного управления (извещение о проведении торгов N 030220/21567026/01 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - аукцион, торги),
при участии <...> (личность удостоверена паспортом),
при участии представителя БПОУ "ОМПК" - <...> (доверенность от 16.03.2020 б/н, личность удостоверена паспортом),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя от 06.03.2020 (вх. от 06.03.2020 N 2272), который полагает, что БПОУ "ОМПК" неправомерно принято решение об отказе в допуске <...> к участию в торгах.
Заявитель указывает, что согласно протоколу N 1 от 26.02.2020 заявка <...> на участие в торгах не допущена к участию в аукционе ввиду предоставления недостоверных сведений.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, <...> предоставлены все документы, которые были указаны Организатором торгов в документации о проведении аукциона.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу <...> и отменить итоги аукциона.
На заседании Заявитель поддержала доводы, изложенные в жалобе <...> (вх. Омского УФАС России от 06.03.2020 N 2272).
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 10.03.2020 N 05-2057 БПОУ "ОМПК" представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе <...>, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 16.03.2020 N 2487).
Из письменных пояснений БПОУ "ОМПК" следует, что в заявке <...> указано место жительства - <...>, без предоставления каких-либо документов, подтверждающих данный факт, в то время как на странице 5 "место жительства" паспорта гражданина Российской Федерации <...> указан адрес - <...>.
Таким образом, поскольку аукционной комиссии Учреждения не удалось установить фактическое место жительства (место регистрации) <...> было принято решение об отказе в допуске <...> к участию в торгах ввиду предоставления последней недостоверных сведений в заявке на участие в аукционе.
3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Комиссией установлено, что 03.02.2020 на официальном сайте БПОУ "ОМПК" размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды нежилых помещений, находящихся в собственности Омской области и закрепленных за БПОУ "ОМПК" на праве оперативного управления, а также аукционная документация (извещение N 030220/21567026/01).
Согласно аукционной документации прием заявок на участие в аукционе осуществлялся Учреждением с 04.02.2020 по 25.02.2020.
Дата рассмотрения заявок на участие в аукционе - 25.02.2020.
Начальная (минимальная) цена договора - 6990 рублей в месяц.
Шаг аукциона установлен в размере 349,50 рублей.
Проведение аукциона назначено на 02.03.2020.
В соответствии с протоколом от 02.03.2020 N 1 на участие в аукционе поступило 4 заявки: ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, <...>. По итогам рассмотрения представленных документов аукционной комиссией БПОУ "ОМПК" принято решение об отказе в допуске <...> к участию в аукционе ввиду предоставления последней недостоверных сведений в заявке на участие в аукционе. Остальные участники аукциона допущены к участию в торгах.
Согласно протоколу от 02.03.2020 N 2 победителем аукциона признана ИП <...>, заявившая о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора - 27 960 рублей.
По состоянию на 19.03.2020 договор с ИП <...> не заключен.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие требования к проведению торгов установлены статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пункт 4 статьи 447 ГК РФ предусматривает, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Во исполнение данного положения приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).
Пунктом 108 Правил установлено, что документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона.
На основании пункта 17 Правил участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 114 Правил документация об аукционе должна содержать требования к участникам аукциона, установленные пунктом 18 Правил.
Согласно пункту 19 Правил организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов, кроме указанных в пункте 18 Правил требований.
Пунктом 18 Правил установлено, что участники конкурса или аукциона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
Пунктом 24 Правил установлен исчерпывающий перечень случаев, когда заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, а именно в случае:
1) непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 Правил;
3) невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона;
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);
5) подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
6) наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
7) наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
Согласно подпункту 1 пункта 114 Правил документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать установленные пунктами 120-122 Правил требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 121 Правил установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должна содержать заявка на участие в аукционе.
Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 121 Правил заявка на участие в аукционе должна содержать фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
Аналогичное требование к содержанию заявки на участие в аукционе установлено в подпункте "а" пункта 1 раздела "Заявки на участие в аукционе" аукционной документации.
Комиссией установлено, что 21.02.2020 до окончания установленного документацией срока подачи заявок на участие в торгах в БПОУ "ОМПК" поступила заявка <...> на участие в аукционе. К заявке <...> были приложены копии всех страниц паспорта и копия доверенности серии 55АА N 2110304.
На странице 5 паспорта гражданина Российской Федерации <...> указан адрес места жительства - <...>.
Протоколом от 02.03.2020 N 1 <...> отказано в допуске к участию в аукционе ввиду предоставления последней недостоверных сведений в заявке на участие в аукционе.
В своих письменных пояснениях БПОУ "ОМПК" указало, что поскольку аукционной комиссии Учреждения не удалось установить фактическое место жительства (место регистрации) <...> на основании подпункта 1 пункта 24 Правил было принято решение об отказе в допуске <...> к участию в торгах ввиду предоставления недостоверных сведений.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в котором производятся отметки, в том числе о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета.
Как указывалось выше, к заявке <...> на участие в аукционе были приложены копии всех страниц паспорта Заявителя. Следовательно, из указанного документа представляется возможным установить место жительства (место регистрации) <...>.
Названные в письменных пояснениях БПОУ "ОМПК" обстоятельства не подтверждают наличие недостоверных сведений в заявке <...>, так как документы, представленные в ее составе (копия паспорта), соответствуют действительности и указывают на место жительства (место регистрации) <...>.
Таким образом, Комиссия считает, что БПОУ "ОМПК" в нарушение подпункта 1 пункта 24, пункта 72 Правил неправомерно принято решение об отказе в допуске <...> к участию в аукционе, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу <...> на действия бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Омский музыкально-педагогический колледж" при проведении аукциона на право заключения договора аренды нежилых помещений, находящихся в собственности Омской области и закрепленных за БПОУ "ОМПК" на праве оперативного управления (извещение о проведении торгов N 030220/21567026/01 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
2. Выдать бюджетному профессиональному образовательному учреждению Омской области "Омский музыкально-педагогический колледж" предписание об аннулировании аукциона на право заключения договора аренды нежилых помещений, находящихся в собственности Омской области и закрепленных за БПОУ "ОМПК" на праве оперативного управления (извещение о проведении торгов N 030220/21567026/01 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
3. Передать материалы дела N 055/10/18.1-242/2020 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 марта 2020 г. N 055/10/18.1-242/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.03.2020