по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
13 марта 2020 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,
Иванов А.Т.- член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петрова А.В. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - _.. ;
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Электра-Н" - _..,
уполномоченного органа - Администрация Губернатора Новгородской области -_..,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Электра-Н" (173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 80; далее - ООО "Электра-Н") на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (далее - ГОКУ "Новгородавтодор") при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (далее - Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности на объекте: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга" с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А", извещение N 015020000392000081 в редакции N ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 26.02.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
05.03.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) - ООО "Электра-Н" на действия государственного заказчика -ГОКУ "Новгородавтодор" при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности на объекте: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга" с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А", извещение N 015020000392000081 в редакции N ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.02.2020 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. Установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок по показателю "Качество услуг" критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку заказчиком не установлена шкала предельных величин значимости, устанавливающая интервалы их изменения в зависимости от представляемых в заявке сведений для оценки по этому критерию.
При таком содержании документации оценка заявок по данному критерию будет носит субъективный и произвольный характер.
2. Отдельные положения содержания критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (информация об инженерно-техническом персонале и других специалистах, непосредственно задействованных при оказании услуг, в том числе наличие у них сертификата, подтверждающего обучение программному обеспечению системы сбора обработки информации "Интегра-Лайт") относятся к критерию оценки заявок "Квалификация участника закупки", что также противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, поскольку такой критерий оценки заказчиком не установлен.
На основании изложенного, податель Жалобы просит внести изменения в конкурсную документацию.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО "Электра-Н" поддержал ее доводы в полном объеме.
Государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" согласно письму исх. N 1313 от 11.03.2020, а также устным пояснениям его представителей, данным на рассмотрении Жалобы, указывает, что 11.03.2020 в конкурную документацию были внесены изменения, касающиеся установления новой шкалы оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Также представители ГОКУ "Новгородавтодор" представили копию письма ЗАО "Интегра-С" исх. N 229 от 06.03.2020 (правообладатель программного продукта "Интегра-Лайт") о том, что условием сохранения гарантии на указанное программное обеспечение и соответствующее оборудование является качественное и своевременное техническое обслуживание программно-аппаратных комплексов специалистами, сертифицированными консорциумом "Интегра-С".
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В феврале-марте 2020 года государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности на объекте: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга" с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А".
Конкурсная документация в редакции, действующей на момент подачи Жалобы, утверждена начальником ГОКУ "Новгородавтодор" 26.02.2020 (далее - Документация).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил, данные правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пунктам 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В данном случае согласно пункту 13.5.2 Документации заказчиком установлен один нестоимостной критерий оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость 40 %) и его единственный показатель "Качество работ".
В рамках показателя "Качество услуг" оценивается описание участником электронного конкурса оказания услуг по шкале предельных величин значимости показателя "Качество услуг", представленной в Таблице N1 настоящего пункта конкурсной документации.
Количество баллов, которые присваиваются по значению критерия, зависит от наличия или отсутствия, а также соответствия описания участником электронного конкурса оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве услуг), требованиям, которые изложены в настоящей документации. Оценке подлежит наличие в заявке участника электронного конкурса развернутого описания предложения о качестве услуг.
Баллы по значению критерия присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени проработанности предложения участника электронного конкурса, исходя из оценки возможностей участника качественно и в срок оказать услуги по предмету конкурса.
При оценке данного показателя баллы выставляются исходя из следующего:
Таблица N1.
Шкала предельных величин значимости показателя "Качество услуг"
Разделы пояснительной записки и сведения, подлежащие оценке |
Предельные величины значимости показателя |
|
Условие присвоения соответствующего количества баллов |
Количество присваиваемых баллов |
|
"Качество услуг" В составе пояснительной записки участником закупки представляются следующие сведения: детальное описание последовательности и порядка оказания услуг с привязкой к объекту, включающее в себя: описание последовательности процесса технического обслуживания и поддержания круглосуточной работоспособности ИТСОТБ, перечисленного в Техническом задании, с указанием перечня производственных операций, их последовательности, периодичности оказания услуг; описание порядка оказания услуг при аварийно-ремонтном обслуживании, в том числе описание порядка взаимодействия с Заказчиком при оказании таких услуг. описание порядка ведения эксплуатационной, отчетной и другой документации в ходе оказания услуг по техническому обслуживанию. информация о порядке применения трудовых и материальных ресурсов, используемых при оказании услуг, информация об инженерно-техническом персонале и других специалистах, непосредственно задействованных при оказании услуг, в том числе наличие у них сертификата, подтверждающего обучение программному обеспечению системы сбора обработки информации "Интегра-Лайт". описание мероприятий по оказанию услуг и сведения об используемом оборудовании. |
предоставление сведений не в полном объеме,
сведения представлены без привязки к Объекту, т.е. представленные сведения, информация не относятся и/или не соответствуют Объекту закупки;
наличие противоречий, несоответствий в пояснительной записке требованиям, установленным в конкурсной документации, условиям государственного контракта и его приложений. |
0 баллов |
предоставление всех сведений, информации, полное и подробное описание порядка оказания услуг, соответствующих требованиям конкурсной документации. |
100 баллов |
Вместе с тем, как было разъяснено Письмом Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Письмо) в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Однако из вышеуказанных положений Документации следует, что заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" в нарушение пунктов 11, 29 Правил и, игнорируя разъяснения Письма, не предусмотрел надлежащую шкалу оценки заявок участников рассматриваемого конкурса, устанавливающую зависимость между количеством присваиваемых баллов (от 0 до 100) и представляемыми в заявках сведениями по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Так, в Документации отсутствует указание на присвоение определенного количества баллов (например, 25, 50, 75) участнику закупки заявка, которого содержит определенный объем сведений (количество разделов) в пояснительной записке из числа указанных в Документации (описание последовательности процесса технического обслуживания; описание порядка оказания услуг при аварийно-ремонтном обслуживании; описание порядка ведения эксплуатационной, отчетной и другой документации; информация о порядке применения трудовых и материальных ресурсов; информация об инженерно-техническом персонале; описание мероприятий по оказанию услуг и сведения об используемом оборудовании).
Учитывая изложенное, установленный заказчиком порядок оценки заявок не отвечает принципу определенности и однозначности, и в итоге позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя торгов, а не выявлять лицо, объективно предложившее лучшие условия выполнения работ.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не обеспечивающего выбор лучшего предложения участников закупки и, соответственно, надлежащее определение победителя торгов.
В данной части Жалоба является обоснованной.
В действиях должностного лица государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор", утвердившего Документацию с нарушением требований законодательства о контрактной системе, имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Как уже отмечалось, согласно пункту 13.5.2 Документации заказчиком установлен только один нестоимостной критерий оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", критерий "Квалификация участников закупки" в Документации отсутствует.
В пояснительной записке для оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участникам рассматриваемой закупки действительно предлагается указать информацию об инженерно-техническом персонале и других специалистах, непосредственно задействованных при оказании услуг, в том числе наличие у них сертификата, подтверждающего обучение программному обеспечению системы сбора обработки информации "Интегра-Лайт".
Однако предоставление указанных сведений не свидетельствует об установлении заказчиком показателей критерия "Квалификация участников закупки" для оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку, во-первых, в Документации отсутствуют какие-либо конкретные требования к квалификации трудовых ресурсов участников закупки (количество специалистов, их образование, указание на наличие определенной квалификации), во-вторых, в Документации отсутствует указание на возможность присвоения определенного количества баллов в зависимости от конкретных сведений, представляемых в заявке относительно квалификационного состава специалистов.
Требований о документальном подтверждении указанных в пояснительной записке сведений об инженерно-техническом персонале в Документации также не содержится.
Кроме того, в пункте 10.5.5 Документации указано, что в первой части заявки не допускается указание сведений об участнике электронного конкурса, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, что полностью соответствует положениям части 5 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
При этом указание заказчиком на наличие у специалистов исполнителя государственного контракта сертификата, подтверждающего обучение программному обеспечению системы сбора обработки информации "Интегра-Лайт", обосновано тем, что согласно Приложению N 2 Техническому заданию (Приложение N 1 к Документации) в Перечень оборудования, подлежащего содержанию и техническому обслуживанию на объекте: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга"
с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А" входят:
- Программно-аппаратный комплекс системы сбора обработки информации "Интегра-Лайт" - 1 шт.;
- Программно-аппаратный комплекс системы телевизионного наблюдения "Интегра" - 2 шт.
Доказательства несоответствия указанных положений Технического задания действительным потребностям заказчика, целям проведения закупки, заданным результатам проведения работ в материалах Жалобы отсутствуют.
Оснований полагать, что указанные требований к выполняемым работам являются избыточными и направлены на ограничение количества участников закупки не имеется.
Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссия учитывает следующее.
11.03.2020, т.е. до рассмотрения Жалобы по существу государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе были устранены путем внесения соответствующих изменений в Документацию (пункт 13.5.2 изложен в новой редакции, установлена шкала оценки заявок, устанавливающая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки").
Следовательно, оснований для выдачи предписания об устранении данных нарушений не имеется.
Руководствуясь статьями 32, 54.3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Электра-Н" (173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 80) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" при осуществлении им и уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности на объекте: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга" с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А", извещение N 015020000392000081 в редакции N ИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.02.2020, частично обоснованной в части довода об отсутствии в конкурсной документации надлежащей шкалы оценки заявок, устанавливающей зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" нарушения части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки, не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
А.В. Петрова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.03.2020