Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Финансово-Консалтинговая группа Развитие 2000" (далее также - Заявитель) на действия ООО "РТ-Комплектимпекс" (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электроннойформе без квалификационного отбора на право заключения договора на оказание услуг поразработке учебно-методических материалов по программам повышения квалификации ипереподготовки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (реестровый N 31807235605, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерность действий Заказчика по признанию ООО "Финансово-Консалтинговая группа Развитие 2000" уклонившимся от заключения договора.
Проанализировав заявленный довод, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя приняла решение о признании её обоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила Закупки.
Как следует из материалов дела, Заказчиком 30.11.2018 в единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении закупки. Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика (далее - Положение о закупках) также размещено в ЕИС.
Согласно протоколу от 17.12.2018 N 31807235605-02 закупка признана несостоявшейся на основании п. 4.14.11 документации так как к участию в закупке допущен 1 (один) участник процедуры закупки. Закупочной комиссией принято решение провести повторную процедуру закупки.
Ранее Московским УФАС России рассматривалась жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки по делу N 1-00-102/77-19, в рамках которого Заказчику было выдано предписание о необходимости завершении процедуры закупки в соответствии с требованиями п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением озакупках, Закупочной документации
Заказчик оспаривал указанное решение в судебном порядке в рамках дела N А40-40495/2019.
Комиссия учитывает, что Постановление N 09АП-49149/2019 по делу вступило в законную силу со дня его принятия (19.09.2019), а значит - для надлежащего исполнения предписания Заказчику необходимо было разместить новый протокол подведения итогов своевременно, после принятия соответствующего решения 9 ААС.
При этом Заказчик опубликовал новый протокол о намерении заключить договор с Заявителем только 27.02.2020, то есть с нарушением срока, предусмотренного на исполнение предписания.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Кроме того, Комиссия учитывает, что Заказчик согласен с тем, что его потребность по предмету Закупки уже удовлетворена в рамках проведения аналогичной процедуры с реестровым N 31807344323.
При этом представитель Заказчика также пояснил, что у него отсутствовала потребность заключить договор с Заявителем, а указанные действия по размещению итогового протокола 27.02.2020 были исполнены им в целях "исполнения предписания", в связи с чем признание Заявителя уклонившимся от заключения договора признается Комиссией необоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам Закупки.
Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение. Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). В этой связи Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Оценивая поведение Заказчика, антимонопольный орган правомерно исходит из того, в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.
Признание же Заявителя уклонившимся от заключения договора в данном случае явно противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом со стороны Заказчика.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия считает доводы Заявителя достаточными в части необоснованного отказа Заказчика от заключения с ним договора по результатам проведенной Закупки, а также признает нарушение Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
С учетом представленной информации, отсутствуют препятствия к выдаче предписания об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора.
С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Финансово-Консалтинговая группа Развитие 2000" (ИНН:2536185237, ОГРН:1072536004419) на действия ООО "РТ-Комплектимпекс" (ИНН:7704756043, ОГРН:1107746456091) при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-6754/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.04.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 20.04.2020 по делу N 077/07/00-6754/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "РТ-Комплектимпекс" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электроннойформе без квалификационного отбора на право заключения договора на оказание услуг поразработке учебно-методических материалов по программам повышения квалификации ипереподготовки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (реестровый N 31807235605, далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протокол от 10.03.2020 N 31807235605-04, размещенный в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 27.03.2020.
Заказчику разместить информацию об отмене указанного протокола в ЕИС.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 06.05.2020.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 11.05.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 апреля 2020 г. N 077/07/00-6754/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.04.2020