Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобы ООО "Центр оценки собственности" (далее - Заявитель) на действия
ГУП "ЦУГИ" (далее - Заказчик) при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по комплексной оценке стоимости недвижимого имущества для нужд ГУП "ЦУГИ" (реестровые N 32008805965, 32008834215) (далее - Закупка, Запросы предложений);
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Запросов предложений.
В соответствии с доводами жалоб Заявитель оспаривается положения Закупочной документации Заказчика в части установленного порядка оценки заявок участников процедур.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Извещения N 32008834215 (далее - Извещение N 1), N 32008805965 (далее - Извещение N 2) было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 03.02.2020.
Начальная (максимальная) цена (далее - НМЦ) договора в соответствии с Извещением N 1 составляет 4 500 000, 00 рублей.
НМЦ договора в соответствии с Извещением N 2 составляет 3 000 000, 00 рублей.
В связи с тем, что доводы жалоб Заявителя носят идентичный характер дальнейшие обстоятельства дела будут приведены на основании конкурса с реестровым N 32008834215.
Как следует из доводов жалоб, нарушения со стороны Заказчика при проведении Запросов предложений выразились в установлении завышенных требований к участникам.
Оценивая довод Заявителя в части завышенных требований к опыту участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с Закупочной документации объектом закупочной процедуры является оказание услуг по комплексной оценке стоимости недвижимого имущества.
НМЦ договора составляет 4 500 000,00 руб. и 3 000 000, 00 руб. соответственно.
По критерию оценки "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Заказчиком установлен следующий порядок оценки.
Под услугами сопоставимого характера и объема понимается предоставление заключенных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ и от 18.07.2011 N 223-ФЗ (с актами оказанных услуг), исполненных в полном объеме участником настоящего конкурса за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Представленные контракты должны включать в себя оказание услуг по оценке бизнеса, недвижимости, свободных земельных участков на общую сумму не менее 50 000 000 рублей.
Под успешным оказанием услуг понимается оказание участником настоящего конкурса услуг по контрактам (договорам) сопоставимого характера, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (договорами), по вине участника, а также по которым отсутствуют судебные решения о взыскании неустойки (штрафа, пени) по делам, ответчиком по которым является участник закупок.
Контракты (договоры), не соответствующие требованиям или по которым, исходя из их содержания, невозможно определить соответствие установленным требованиям, не учитываются в оценке заявок участников по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в расчете баллов.
Информация о контрактах (договорах) на оказание услуг сопоставимого характера представляется участниками в виде списка заключенных контрактов (договоров), подтверждается копией такого контракта (договора) (включая все дополнения, приложения, изменения к нему) с приложением итогового акта(-ов) приемки оказанных услуг, подтверждающих оказание услуг, или всех отдельных актов о приемке оказанных услуг за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, с указанием наименования заказчика по этим контрактам (договорам).
При этом предоставленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В свою очередь, учитывая, каким образом Заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, а именно то, что в качестве получения какого-либо балла по оспариваемому критерию участнику необходимо представить договоры на сумму не менее 50 000 000,00 рублей, учитывая при этом НМЦД договора составляет 4 500 000,00 руб. и 3 000 000, 00 руб. соответственно.
Следовательно, для начисления какого-либо балла по подкритерию участникам необходимо представить договоры, заключенные на сумму свыше 50 000 000,00 руб.
Между тем, Комиссия отмечает, что установление в настоящем случае таких необоснованно завышенных требований к опыту успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема несоизмеримо Н(М)ЦД.
В свою очередь, представителями Заказчика не приведено объективной обоснованности установления подобного рода требования.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не должным образом установлен порядок оценки заявок, что не отвечает пункту 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
По критерию: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей, ключевых специалистов и привлекаемых участником закупки сотрудников на основании гражданско-правовых договоров), предлагаемых для оказания услуг по предмету закупки" Заказчиком установлен следующий порядок оценки.
Оценивается наличие у участника настоящего конкурса штатных работников, обладающих опытом выполнения работ не менее 5 (пяти) лет с даты внесения работника в реестр членов одной из саморегулируемых организаций оценщиков, в области оценки (не менее 10 специалистов), имеющих квалификационные аттестаты, копий следующих документов:
· диплом о высшем финансовом или экономическом образовании (подтверждается копиями дипломов);
· диплом, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности (подтверждается копиями дипломов);
· выписка из реестра членов СРО, членами которой являются оценщики (подтверждается копиями выписок из реестра саморегулируемой организации оценщиков не ранее чем за месяц до даты подачи заявки);
· квалификационный аттестат по направлению "Оценка бизнеса" (не менее 3-х специалистов) (подтверждается копиями квалификационных аттестатов);
· квалификационный аттестат по направлению "Оценка недвижимого имущества" (не менее 5-ти специалистов) (подтверждается копиями квалификационных аттестатов);
· квалификационный аттестат по направлению "Оценка движимого имущества" (не менее 2-х специалистов) (подтверждается копиями квалификационных аттестатов);
· подтверждение наличия работников, по которым предоставляются вышеуказанные документы, в штате у участника закупки (для подтверждения должны быть представлены копии следующих документов: штатное расписание, перечень штатных сотрудников, трудовые договоры, трудовые книжки).
Информация о квалификации трудовых ресурсов, представленная в заявках участников подтверждается списком сотрудников, имеющих соответствующий опыт работ с приложением копий приказов о назначении на должность или заключенных с ними договоров, а также копиями дипломов, аттестатов, сертификатов и иных документов, свидетельствующих об уровне подготовки и квалификации указанных специалистов по предмету закупки.
К оценке принимаются работники, у которых отсутствуют дисциплинарные взыскания за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если:
- не представлены требуемые сведения;
- не представлен список сотрудников, имеющих соответствующий опыт работ (приложение 2 к порядку оценки);
- не представлены документы, подтверждающие представленные сведения.
Как было указано ранее процедура проводилась на оказание услуг по комплексной оценке стоимости недвижимого имущества.
В Приложении N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлен перечень объектов закупки, в том числе нежилые встроенно-пристроенные помещения и их части в жилых и нежилых зданиях, отдельно стоящие нежилые здания, строения, сооружения и их части, а также единый недвижимый комплекс, состоящий из нескольких нежилых отдельно стоящих зданий, расположенных на одном сформированном земельном участке и неразрывно связанных с данным земельным участком, жилой дом (коттедж), часть жилого дома (коттеджа), и т.д.
В свою очередь, из Приложения N 1 к Техническому заданию не следует, что Заказчику необходимо оказать услуги по оценке бизнеса.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание тот факт, что в случае отсутствия у участника специалиста по направлению оценка бизнеса, такому участнику будет присвоено 0 баллов, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по рассматриваемому критерию.
Кроме того, в соответствии с установленным порядком оценки заявок, участник должен предоставить копию диплома о высшем финансовом или экономическом образовании (подтверждается копиями дипломов) на специалиста (оценщика).
Данное требование Заказчика о наличии у оценщика диплома о высшем финансовом или экономическом образовании, является ненадлежащим, поскольку в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 профессиональное обучение оценщиков" профессиональное обучение осуществляется образовательными организациями высшего образования по программам магистратуры, профессиональной переподготовки, повышения квалификации.
Из вышеизложенного следует, что оценщик может иметь любое высшее образование, а не только финансовое или экономическое.
Вместе с тем, в случае непредставления диплома с установленными Заказчиком образованием такому участнику присваивается 0 баллов.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы в рассматриваемой части.
Также Комиссией было выявлено, что Заказчиком были даны разъяснения положения документаций в соответствии с которыми Заказчиком было принято решение о внесении в Закупочную документацию по спорным требованиям изменения.
Вместе с тем тем, изменения в положения Закупочной документации Заказчиком после принятия решения о внесении таких изменений внесены не были.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает жалобы Заявителя обоснованными.
Обстоятельств, препятствующих в выдаче обязательного к исполнению предписания об устранении допущенных нарушений, не установлено.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Центр оценки собственности" на действия ГУП "ЦУГИ" при проведении Закупок обоснованными.
Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 апреля 2020 г. N 077/07/00-2281/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.04.2020