Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В. (в режиме видеоконференц-связи), главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А. (в режиме видеоконференц-связи), ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Разумов И.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Чистые линии" (в режиме видеоконференц-связи) - генеральный директор Мухин А.А.;
от заказчика - АО "РЖД" (в режиме видеоконференц-связи) - Степанова Н.М. (по доверенности), Макарова У.С. (по доверенности), Зарубина А.С. (по доверенности), Сергеев А.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Чистые линии" (вх. N 3548 от 27.03.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки - АО "РЖД" при проведении аукциона в электронной форме N 981/ОАЭ-ЦДМВ/20, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию подвижного состава (Участки Рыбинск, Шарья, Иваново (изв. N 32008939774), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "Чистые линии" (вх. N 3548 от 27.03.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки - АО "РЖД" при проведении аукциона в электронной форме N 981/ОАЭ-ЦДМВ/20, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию подвижного состава (Участки Рыбинск, Шарья, Иваново (изв. N 32008939774).
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а именно: предъявление к участникам закупки квалификационного требования - наличие у участника закупки опыта по фактически оказанным услугам по обслуживанию и/или/либо содержанию подвижного состава, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной цены договора (цены лота) без учета НДС.
При проведении заседания Комиссии в режиме видеоконференцсвязи представитель Заказчика пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, заранее направил запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 27.03.2020 N 3272/06-07 документы и материалы. С доводами жалобы не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование осуществляется в том числе, в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке) утверждено решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (распоряжение ОАО "РЖД" от 12.07.2018 N 1481/р) и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность ОАО "РЖД", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
28.02.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 981/ОАЭ-ЦДМВ/20 и документация о закупке, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию подвижного состава (Участки Рыбинск, Шарья, Иваново (изв. N 32008939774).
Начальная (максимальная) цена договора составляет 9 943 562 (девять миллионов девятьсот сорок три тысячи пятьсот шестьдесят два) руб. 99 коп.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме датой окончания срока подачи заявок является "26" марта 2020 г. в 09 час. 00 мин. (по МСК), квалификационный отбор - "16" апреля 2020 г., дата подведения итогов - "16" апреля 2020 г.
Закупка осуществляется для нужд Северной дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала АО "РЖД", которую проводит Северный центр организации закупок Центральной дирекции закупок и снабжения - филиал АО "РЖД".
Доводы жалобы признаны Комиссией обоснованными по следующим основаниям.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Аналогичный принцип закупочной деятельности заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Также подпунктами 3, 4 пункта 33 Положения о закупках настоящее положение регулирует отношения, связанные с проведением закупок в целях расширения возможностей участия юридических и физических лиц в конкурентных закупках и стимулирования такого участия, а также развития добросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется, в том числе путем проведения аукциона в электронной форме.
В соответствии с пунктом 160 Положения о закупке конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется, в том числе путем проведения аукциона в электронной форме, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и принятыми во исполнение его нормативными правовыми актами, настоящим разделом Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 164 Положения о закупках аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников.
При этом согласно пункту 199 Положения о закупках иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД" к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).
К таким требованиям относится, в том числе наличие опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке.
При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки.
Так, в пункте 1.2 "Предмет конкурентной закупки" части 1 "Условия проведения аукциона" документации об аукционе заказчиком установлены требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара (при поставке товара), к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика, место, условия и сроки поставки товаров (оказания услуг, выполнения работ), форма, сроки и порядок оплаты указываются в техническом задании, являющемся приложением N 1.1 к аукционной документации.
Согласно приложению N 1.1 к аукционной документации об аукционе, а именно:
2. Требования к услугам | ||
оказание услуг по комплексному обслуживанию подвижного состава
|
Нормативные документы, согласно которым установлены требования |
Услуги должны оказываться в соответствии с нормативной документацией: 1.Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 утвержденные постановлением Главного государственного врача РФ 04.03.2003 года N12". 2.Технологическая инструкция по наружной и внутренней обмывке кузовов пассажирских вагонов ТИ-ЦЛПВ-1, утвержденная Департаментом пассажирских сообщений МПС РФ 18.11.2003 года, введенной в действие 01.01.2004 года. 3.Распоряжение ОАО "РЖД" от 17.08.2009 г N 1722р "О взаимодействии между ОАО "РЖД" и подрядными организациями в сфере охраны труда". |
Технические и функциональные характеристики услуг |
Услуги по комплексному обслуживанию подвижного состава осуществляются Участником в парках станций на приемо-отправочных путях или путях отстоя. Оказание услуг должно осуществляться в период: с момента окончания рейса и до очередного выхода в рейс подвижного состава. |
|
Требования к безопасности услуг |
Требования правил техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарно - гигиенических требований и экологических норм, безопасности движения поездов при оказании услуг обеспечиваются в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также нормативных документов ОАО "РЖД". |
|
Требования к качеству услуг |
Услуги должны быть оказаны квалифицированным персоналом Участника в полном объеме, в установленный срок и соответствовать предъявляемым в соответствии с действующими санитарными нормами и утверждённой типовой технологии проведения уборок требованиям. |
Согласно пункту 2 приложения N 1.1 к аукционной документации характеристики и требования к оказанию услуг по комплексному обслуживанию подвижного состава установлены в соответствии требованиям санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 утвержденным постановлением Главного государственного врача РФ 04.03.2003 года N 12, а также в соответствии с требованиями Технологической инструкции по наружной и внутренней обмывке кузовов пассажирских вагонов ТИ-ЦЛПВ-1, утвержденной Департаментом пассажирских сообщений МПС РФ 18.11.2003 года, введенной в действие 01.01.2004 года.
Требования к участникам закупки изложены в пункте 199 Положения о закупках. В данном случае документация об аукционе не содержит отдельных пунктов, устанавливающих требования к участникам закупки.
Кроме того, ни законодательство Российской Федерации, ни нормативные акты ОАО "РЖД" не устанавливают требования к исполнителю услуг по комплексному обслуживанию подвижного состава, в том числе о наличии у исполнителя опыта по фактически оказанным услугам по обслуживанию и/или/либо содержанию подвижного состава в эксплуатационном состоянии и/или/либо сопровождению подвижного состава, также на заседание Комиссии ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации, иные нормативные акты со стороны ОАО "РЖД" по установлению данного требования заказчиком заказчиком закупки не представлены.
Однако согласно подпункту 1.7.1 пункта 1.7 "Дополнительный этап проведения аукциона (аукционная документация может не предусматривать проведение дополнительного этапа)" части 1 документации об аукционе участник должен иметь опыт по фактически оказанным услуг по обслуживанию и/или/либо содержанию подвижного состава, в эксплуатационном состоянии и/или/либо сопровождению подвижного состава стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении N 1 аукционной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по обслуживанию и/или/либо содержанию подвижного состава в эксплуатационном состоянии и/или/либо сопровождению подвижного состава.
В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:
-документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта;
-акты об оказании услуг;
-договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями);
-копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
Основным доводом заказчика в обоснование установления требования к опыту выполнения аналогичных работ стала ссылка на тот факт, что по итогам проведения открытого аукциона (извещение N 31604275329) ОАО "РЖД" был заключен договор N 2268691 от 30.01.2017 с ООО "Авангард", который был расторгнут на основании решения Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-7451/2018 от 03.09.2018 в связи с нарушением договорных обязательств со стороны исполнителя.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия изучила практику проведения аналогичных закупок, представленную заказчиком, и установила следующее.
При проведении закупки путем открытого аукциона в электронной форме с номером извещения 31604275329 от 31.10.2016 документация содержала аналогичное требование к участникам закупки. Однако согласно решению Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-7451/2018 договор на оказание услуг N 2268691 от 30.01.2017 был расторгнут в связи с ненадлежащим исполнением обязательств исполнителем по договору.
Также при проведении открытого аукциона в электронной форме с номером извещения 31705640091 от 18.10.2017 документация содержала аналогичное требование к участникам закупки. Однако согласно решению Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-2515/2019 договор на оказание услуг N 27/06881 от 19.12.2017 был расторгнут в связи с ненадлежащим исполнением обязательств исполнителем по договору
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявленное к участникам требование о наличии опыта по фактически оказанным услугам не позволяет судить о способности исполнителя по договору оказать услуги, предусмотренные закупочной документацией, и само по себе не может гарантировать надлежащего исполнения обязательства по оказанию услуг по комплексному обслуживанию подвижного состава исполнителем, в связи с чем использование данных критериев допуска к участию в закупке является необоснованным.
В 2018 году был проведен 2-х лотовый запрос котировок 4125/ЗКТЭ-ЦДМВ/18 (извещение N 31806976155) на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию подвижного состава без предъявления к участникам закупки требования о наличии опыта по фактически оказанным услугам.
При этом по итогам проведения данной процедуры было заключено 2 договора N 3134185 от 12.10.2018 с ООО "МРК Сплав", N 3133827 от 12.10.2018 с ООО "Триум", которые были исполнены и замечаний к качеству оказания услуг у заказчика не имеется.
Кроме того, на период объявления заказчиком данной закупки у ООО "Чистые линии" имеется ряд заключенных с заказчиком договоров, которые исполняются (N 3875217 от 19.03.2020, N 3875247 от 19.03.2020, N 3875276 от 19.03.2020, N 3893312 от 31.03.2020), а также уже исполненные (N 3798191 от 27.01.2020, N 3798194 от 27.01.2020, N 3798198 от 27.01.2020), по которым представители АО "РЖД" на заседании Комиссии пояснили, что претензий к их исполнению не было. Данные договоры заключались по итогам проведения неконкурентных закупок - путем организации электронного магазина на платформе https://eshoprzd.ru/home в форме ценовых запросов, где требования по наличию опыта по фактически оказанным услугам также не предъявлялись.
Вместе с тем, это не привело к ненадлежащему исполнению договоров.
Таким образом, действия заказчика, установившего требование о наличии требуемого опыта в указанной документации об аукционе,
ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках подпункту 2 пункта 32, подпунктам 3, 4 пункта 33, Положения о закупках.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Чистые линии" (вх. N 3548 от 27.03.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки - АО "РЖД" при проведении аукциона в электронной форме N 981/ОАЭ-ЦДМВ/20, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию подвижного состава (Участки Рыбинск, Шарья, Иваново (изв. N 32008939774) обоснованной.
Признать заказчика закупки - АО "РЖД" нарушившим подпункт 2 пункта 32, подпункт 3, 4 пункта 33 Положения о закупках, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать АО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 14.04.2020 N 076/07/3-__/2020
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.В. Семенюк
С.А. Шарутина
К.А. Савичева
И.В. Разумов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 апреля 2020 г. N 076/07/3-279/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.04.2020