по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии
с законодательством Российской Федерации торгов
09 апреля 2020 года
|
Великий Новгород |
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Беленов М.С. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ЕвроВудКонсалт" (173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 3, пом. 48Н; далее - ООО "ЕВК") - генерального директора <__.>, <__.>,
организатор торгов - Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 13 "А"; далее - Министерство) надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, ходатайств о переносе заседания Комиссии не заявлял,
рассмотрев жалобу ООО "ЕВК" на действия организатора торгов - Министерства при проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже лесных насаждений (лоты NN 1-15, 23, 27, 31), извещение N 120320/0874464/02 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети "Интернет" по адресу: http://torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) 12.03.2020,
УСТАНОВИЛА:
25.03.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ЕВК" на действия организатора торгов - Министерства при проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже лесных насаждений (лоты NN 1-15, 23, 27, 31), извещение N 120320/0874464/02 о проведении которого было размещено на официальном сайте 12.03.2020 (вх. NN 2094, 2117 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Также 09.04.2020 ООО "ЕВК" дополнительно были представлены пояснения по Жалобе (вх. N 2838 Новгородского УФАС России).
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатору торгов - Министерству было направлено уведомление о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу, которое организатором торгов исполнено, проведение торгов приостановлено, договоры не заключены.
Суть доводов Жалобы и дополнительных пояснений к ней сводится к следующему.
1. В нарушение требований частей 13, 14, пункта 4 части 15, части 16 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК):
- являющиеся приложениями к документации о проведении настоящего аукциона (далее - Документация) карточки аукционных единиц по лотам NN 1-15, 23, 27, 31 не содержат подписи должностного лица Министерства - заместителя департамента лесного хозяйства <__.>, а также должностного лица, производившего отвод лесосеки;
- карточки аукционных единиц по лотам, расположенным в Крестецком лесничестве, содержат подпись должностного лица - директора Государственного областного казенного учреждения "Крестецкое лесничество" <__.>, не являющегося членом комиссии по аукциону;
- в приложениях к карточкам аукционных единиц - схемах расположения продаваемых лесных насаждений отсутствует информация, позволяющая определить местоположение лесных участков (азимуты линий границ лесных насаждений, длины таких линий, геодезическая привязка, расположение квартальных столбов на местности и пр.), их кадастровые номера, сведения о правах на лесные участки, данные должностного лица, производившего отвод лесосеки;
- в Документации отсутствует схема расположения лесных насаждений по лоту N 27.
2. По мнению ООО "ЕВК", при проведении рассматриваемых торгов нарушены требования антимонопольного законодательства, а именно созданы преимущественные условия участия в аукционе подведомственным организатору торгов областным автономным учреждениям - лесхозам, в том числе в части обладания ими информацией о количественных и качественных характеристиках древесины (так как организатором торгов не предусмотрен порядок осмотра и ознакомления с выставленными аукционными единицами).
В целях подтверждения наличия в действиях Министерства нарушений антимонопольного законодательства ООО "ЕВК" на заседании Комиссии по рассмотрении Жалобы было представлено ходатайство об истребовании у организатора торгов информации о результатах проверки, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства на основании решения прокуратуры Новгородской области от 20.11.2018 N 69 (вх. N 2839 от 09.04.2020 Новгородского УФАС России).
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заявителя поддержали ее доводы в полном объеме, а также дополнительно указали, что отсутствие в схемах расположения продаваемых лесных насаждений вышеуказанной информации, позволяющей определить местоположение лесных участков, препятствует принятию решения об участии в торгах по причине сложности производства расчетов стоимости вывоза древесины.
Организатор торгов - Министерство считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (исх. N ПР-2665-И от 31.03.2020 Министерства), суть которых сводится к следующему.
Извещение о проведении настоящего аукциона (далее - Извещение) содержит все сведения, предусмотренные пунктом 4 части 15 статьи 78 ЛК.
При этом, сведения относительно кадастровых номеров лесных участков, прав на лесные участки, об ограничениях этих прав включению в Извещение не подлежали, поскольку в данном случае использование лесов осуществляется без предоставления лесных участков.
Вышеуказанные сведения подлежат включению в извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, так как объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК), что также подтверждается типовой формой договора аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 20.12.2017 N 693.
Типовой договор купли-продажи лесных насаждений, утвержденный приказом Минприроды России от 17.10.2017 N 567 (далее - Приказ Минприроды России N 567), напротив, не содержит положений, касающихся кадастрового номера лесного участка, прав на лесной участок, ограничений этих прав, так как для заготовки передаются лесные насаждения, находящиеся в лесных кварталах, свободных от аренды, а не лесной участок, который может использоваться для разных видов использования лесов в соответствии со статьей 25 ЛК.
В соответствии с частью 16 статьи 78 ЛК Документация также содержит проект договора купли-продажи лесных насаждений, форму заявки на участие в аукционе, а также инструкцию по ее заполнению.
К карточкам аукционных единиц приложены схемы расположения продаваемых лесных насаждений, соответствующие схеме, установленной приложением N 2 к типовому договору купли-продажи лесных насаждений.
Сведения о местоположении лесных насаждений также соответствуют требованиям типового договора купли-продажи лесных насаждений, в том числе включают информацию о муниципальном районе, лесничестве, участковом лесничестве, номере лесного квартала, лесотаксационного выдела, масштабе, площади.
Сведения о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений (ресурсов) приведены в карточках аукционных единиц, характеристика и объем древесины подлежащих заготовке лесных насаждений - в приложении N 1 к проекту договора купли-продажи лесных насаждений.
Указанных сведений достаточно для определения местонахождения продаваемых лесных насаждений, а также понимания их количественных и качественных характеристик.
Границы лесосек устанавливаются и обозначаются на местности при их отводе.
Кроме того, в сформированном средствами оператора электронной площадки - Закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" (УТП) (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (УТП)) извещении о проведении настоящего аукциона имеется информация о том, что по предварительному согласованию со специалистом государственного областного казенного учреждения - лесничества можно ознакомиться с объектом, то есть выйти в натуру для осмотра лесных насаждений, уточнить их местоположение.
Схема расположения лесных насаждений по лоту N 27 в составе Документации на официальном сайте размещена.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с частью 1 статьи 78 ЛК решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Согласно части 8 статьи 78 ЛК аукцион является открытым по составу участников.
Процедуры подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений регламентированы статьей 78 ЛК.
В соответствии с частью 1 статьи 80 ЛК аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
11.03.2020 министром природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области был издан приказ N 220 о проведении настоящего аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме.
Таким образом, предметом настоящих торгов является именно купля-продажа лесных насаждений, а не аренда лесного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 78 ЛК информация о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе, размещается на официальном сайте торгов (согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 - www.torgi.gov.ru) не позднее чем через пятнадцать дней со дня принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений и не менее чем за двадцать дней до дня проведения аукциона.
Извещение и Документация были размещены Министерством на официальном сайте, а также на сайте оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (УТП) (подраздел "Аукционы в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка/на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений" раздела "Приватизация, аренда и продажа прав") 12.03.2020.
Часть 15 статьи 78 ЛК определяет сведения, подлежащие включению в извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно пункту 4 части 15 статьи 78 ЛК такое извещение включает в себя сведения о предполагаемых к продаже лесных насаждениях либо о предполагаемом к предоставлению в аренду лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка, правах на лесной участок, об ограничениях этих прав), и подлежащих заготовке лесных ресурсах.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы, в зависимости от предмета проводимого аукциона (на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений или на право заключения договора аренды лесного участка) предусмотренные пунктом 4 части 15 статьи 78 ЛК требования к содержанию извещения о его проведении различны.
При этом, сведения о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка, правах на лесной участок, об ограничениях этих прав подлежат обязательному включению в извещение исключительно в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.
В случае же проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в извещении о проведении такого аукциона подлежат указанию сведения о предполагаемых к продаже лесных насаждениях и подлежащих заготовке лесных ресурсах.
В силу части 16 статьи 78 ЛК документация об аукционе должна включать в себя сведения, указанные в извещении о его проведении.
Следовательно, исходя из предмета настоящего аукциона, сведения относительно местоположения, площади лесных участков, их кадастровых номеров, прав на лесные участки, об ограничениях этих прав, включению в Извещение и Документацию в данном случае не подлежали.
Указанный вывод также подтверждается и содержанием утвержденного Приказом Минприроды N 567 типового договора купли-продажи лесных насаждений, не требующим указания в договоре по итогам аукциона с таким предметом сведений относительно местоположения, площади и кадастровых номеров лесных участков, прав на лесные участки, об ограничениях этих прав.
При этом, предусмотренные пунктом 4 части 15 статьи 78 ЛК сведения о предполагаемых к продаже лесных насаждениях организатором торгов в Извещение и Документацию включены.
В частности, Министерством в Извещении в отношении каждой аукционной единицы (лота), то есть определенного объема продаваемых лесных насаждений, приведена информация относительно ее местоположения (местоположения лесных насаждений), а именно указаны муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, номер лесного квартала, выдела, лесосеки (делянки), а также информация относительно площади лесосеки (делянки), состава насаждений, объема заготовки.
Сведения о предлагаемых к продаже лесных насаждениях также приведены организатором торгов в приложении N 1 к Документации, включающим в себя карточки аукционных единиц в отношении каждого лота настоящего аукциона.
В свою очередь, приложением к каждой карточке аукционной единицы является картографическая схема расположения продаваемых в составе лота лесных насаждений, содержащая не только перечисленную в Извещении информацию относительно местоположения лесосеки (делянки), на которой произрастают реализуемые лесные насаждения (муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, номер лесного квартала, выдела, лесосеки (делянки)), но и наглядно определяющая границы лесосеки (делянки), маршруты вывоза древесины и объекты лесной инфраструктуры.
При этом, необходимость указания в схеме расположения продаваемых в составе лота лесных насаждений азимутов линий границ лесных насаждений, длин таких линий, геодезической привязки, расположения квартальных столбов на местности и пр., а также данных должностного лица, производившего отвод лесосеки, ни ЛК, ни типовым договором купли-продажи лесных насаждений не предусмотрена.
Соответственно, приведенный организатором торгов в Извещении и Документации согласно положениям ЛК объем сведений о предполагаемых к продаже лесных насаждениях является достаточным, в том числе и для определения местонахождения лесосеки (делянки), на которой они расположены.
Кроме того, согласно подпункту "б" пункта 13 типового договора купли-продажи лесных насаждений, в обязанности продавца лесных насаждений входит непосредственное обозначение на местности с помощью лесохозяйственных знаков и на картах (схемах) лесов местоположения продаваемых лесных насаждений, а согласно информации о проведении настоящего аукциона, размещенной на электронной площадке, по предварительному согласованию со специалистом соответствующего лесничества было возможно непосредственное ознакомление с реализуемыми лесными насаждениями.
Также необходимо отметить, что отсутствие в размещенных на официальном сайте в составе информации о проведении настоящего аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений документах (карточках аукционных единиц) подписи указанного в них подписанта (должностного лица организатора торгов) не свидетельствует о недействительности данных документов и не указывает на нарушение организатором торгов регламентированного порядка проведения аукциона, а также никаким образом не может повлиять на права участников настоящих торгов.
Отсутствие на официальном сайте в составе размещенных документов о проведении настоящего аукциона схемы расположения лесных насаждений по лоту N 27, а также наличие в размещенных в составе таких документов карточках аукционных единиц по лотам, расположенным в Крестецком лесничестве (лоты NN 8-11), подписи должностного лица - директора Государственного областного казенного учреждения "Крестецкое лесничество" материалами Жалобы не подтверждается.
Следовательно, доводы Жалобы о нарушении организатором торгов порядка организации и проведения настоящего аукциона в ходе рассмотрения Жалобы не нашли своего подтверждения.
В свою очередь доводы Жалобы о возможном нарушении организатором торгов антимонопольного законодательства выходят за рамки полномочий Комиссии при рассмотрении жалобы на действия организатора торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы.
Кроме того, в настоящее время Новгородским УФАС России рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства N 053/01/16-607/2019 от 30.12.2019, возбужденное в отношении Министерства и подведомственных ему областных автономных учреждений по признакам нарушений указанными лицами в ходе проведения торгов в соответствии с положениями ЛК статьи 16, в том числе пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции (неправомерное создание преимущественных условия участия в торгах (ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов)).
До окончания рассмотрения указанного дела о нарушении антимонопольного законодательства делать выводы о наличии или отсутствии в действиях организатора торгов каких-либо нарушений Закона о защите конкуренции не допустимо.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЕвроВудКонсалт" (173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 3, пом. 48Н) на действия организатора торгов - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 13 "А") при проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже лесных насаждений (лоты NN 1-15, 23, 27, 31), извещение N 120320/0874464/02 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети "Интернет" по адресу: http://torgi.gov.ru 12.03.2020, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
М.С. Беленов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 13 апреля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.04.2020