Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании приказа Оренбургского УФАС России от 18.02.2020 N 13 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела N 056/01/17-191/2020 по признакам нарушения государственным автономным учреждением здравоохранения "Оренбургская районная больница" (далее ГАУЗ "Оренбургская РБ") части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении ряда контрактов с ООО "Аналитика", ООО "Лабкомплект", ООО "Статус", ООО "ОренДент" с каждым в отдельности по правилам закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур,
УСТАНОВИЛ:
18.11.2019 (вх. N 10267) в Оренбургское УФАС России поступили материалы проверки Министерства здравоохранения Оренбургской области, содержащие в действиях ГАУЗ "Оренбургская РБ" признаки правонарушений, выявленных в ходе плановой выездной тематической проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения в части соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг.
В рамках рассмотрения представленных материалов, с учетом поступивших пояснений от лечебного учреждения, Оренбургским УФАС России установлено следующее.
ГАУЗ "Оренбургская РБ" в целях приобретения медицинского оборудования был заключен ряд договоров:
ООО "Лабкомлект"
N п/п |
N договора |
Дата заключения договора |
Предмет договора |
Сумма договора |
Оплата суммы договора/поставка |
1. |
32-53-2 |
21.01.2019 |
Аппарат "Тонус-1" ДТ-50-3 |
31 500,00 |
27.03.2019/01.03.2019 |
2. |
32-53-1 |
25.01.2019 |
Аппарат "Тонус-1" ДТ-50-3 |
94 500,00 (31 500,00*3) |
27.03.2019/01.03.2019 |
3. |
32-53-5 |
02.07.2019 |
Анализатор гематологический DREW-3 для лаб. исследований |
96 270,00 |
31.07.2019/02.07.2019 |
4. |
32-53-6 |
10.07.2019 |
Анализатор гематологический DREW-3 для лаб. исследований |
96 270,00 |
31.07.2019/10.07.2019 |
|
ООО "Аналитика" |
|
|
|
|
1. |
32-3-8 |
08.04.2019 |
Анализатор глюкозы автоматический "Энзискан Ультра" |
97 430,00 |
26.04.2019/09.04.2019 |
2. |
32-3-2 |
09.04.2019 |
Анализатор глюкозы автоматический "Энзискан Ультра" |
97 430,00 |
26.04.2019/09.04.2019 |
|
ООО "ОренДент" |
|
|
|
|
1. |
УТ000001560 |
15.05.2018 |
Измерительный прибор апекслокатор Raypex 5VDW |
57 550,00 |
26.06.2018/05.06.2018 |
2. |
УТ000001559 |
15.05.2018 |
Измерительный прибор апекслокатор Raypex 5VDW |
57 550,00 |
26.06.2018/05.06.2018 |
|
ООО "Статус" |
|
|
|
|
1. |
27 |
24.01.2019 |
Аппарат для диагностики кожи и волос под увеличением ARAMO SMART WiZard, вариант ASW-101 |
99 987,00 |
31.05.2019/15.05.2019 |
2. |
28 |
23.01.2019 |
Принадлежности к аппарату для диагностики кожи и волос ASW-101 |
54 113,00 |
05.06.2019/15.05.2019 |
3. |
29 |
23.01.2019 |
Принадлежности к аппарату для диагностики кожи и волос ASW-101 |
37 900,00 |
05.06.2019/15.05.2019 |
ГАУЗ "Оренбургская РБ" относится к государственным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которых регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ).
В ч. 1 ст.1 данного закона закреплено, что целями регулирования нормативного правового акта являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Статьей 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что к правовым основаниям закупок, которыми руководствуются заказчики, относятся принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Положения о закупке, являющиеся документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, содержащим требования к проведению процедур закупки (включая способы закупки), порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке - это документ, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Федерального закона N 223-ФЗ.
Ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Согласно ст. 3.6 Закона о закупках, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупках.
Решением наблюдательного совета ГАУЗ "Оренбургская РБ" (Протокол N 22 от 12.07.2018) утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ "Оренбургская РБ" (далее - Положение), разделом 9 которого предусмотрен такой способ закупок как закупка у единственного поставщика. Согласно пунктам 5.8 и 5.8.1 Положения заказчик вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика в случае закупки товаров, работ, услуг на сумму до 100 000 рублей с НДС включительно.
Условиями Положения определены случаи закупки у единственного поставщика, при этом конкретики относительно каких товаров/работ/услуг оно должно применяться не содержит.
Согласно пункту 9.2. указанного Положения организатор закупки размещает на официальном сайте извещение об осуществлении закупки у конкретного поставщика, с указанием условий договора и цены закупки в случае, если сумма закупки превышает 100 000 рублей.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, что вытекает из толкования Федерального закона N 223-ФЗ. Между тем при осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
Действия заказчика должны соответствовать указанным целям, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность заказчика по обеспечению возможности участия юридических лиц и физических лиц в закупке, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, что следует из требований Закона о защите конкуренции и Закона N223-ФЗ (ч. 1 ст.1).
Фактически исследуемые контракты в отношении каждого поставщика в отдельности образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о закупках и 135-ФЗ.
Непроведение конкурентных процедур в рассматриваемой ситуации способствовало созданию преимущественного положения поставщикам, каждому в отдельности, ООО "Лабкомплект", ООО "Аналитика", ООО "ОренДент", ООО "Статус" и привело к лишению возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение договора.
Заключение ряда связанных между собой гражданско-правовых договоров, фактически образующих группу сделок, искусственно раздробленных для формального соблюдения специальных ограничений, предусмотренных Законом о закупках и Положением, с целью ухода от необходимости проведения конкурентных процедур вступления в правоотношения с Заказчиком, по сути, отвергает его применение и открывает возможность для приобретения незаконных имущественных выгод.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч.5 ст.17 Закона о защите конкуренции, положения ч.1 указанной статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, при осуществлении вышеуказанных закупок в действиях ГАУЗ "Оренбургская РБ", выразившихся в заключении контрактов с вышеуказанными поставщиками с каждым в отдельности без проведения конкурентной процедуры, усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело N 056/01/17-191/2020 к рассмотрению на " 19 " марта 2020 года на "11" часов "30" минут по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 22, каб. 608.
В связи с действующей в здании пропускной системой, информацию о явке представителя, его данные сообщить заблаговременно по тел. 8 (3532) 78-66-27.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N 056/01/17-191/2020 в качестве:
Заявителя:
Министерство здравоохранения Оренбургской области ("_");
Ответчиков:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Оренбургская районная больница" (ГАУЗ "Оренбургская РБ") ("_").
Заинтересованные лица:
общество с ограниченной ответственностью "Статус" ("_");
общество с ограниченной ответственностью "Лабкомплект" ("_");
общество с ограниченной ответственностью "Аналитика" ("_");
общество с ограниченной ответственностью "ОренДент" (460052, г. Оренбург, мкр-н 70 лет ВЛКСМ, 15/1).
Министерству здравоохранения Оренбургской области (далее также Заявитель) представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу N 056/01/17-191/2020 в срок до "17" марта 2020 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):
Письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.
ГАУЗ "Оренбургская РБ" (далее также Ответчик) представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу N 056/01/17-191/2020 в срок до "17" марта 2020 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):
Письменные пояснения каким образом проводится предварительный квалификационный отбор поставщиков при неконкурентных способах закупок, в том числе, закупок по правилам с единственным поставщиком (с документальным подтверждением своих доводов);
Причины проведения исследуемых закупок отдельными процедурами (контрактами) при однородности/идентичности поставляемого товара;
Письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих изложенную позицию, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.
Заинтересованным лицам, каждому в отдельности представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу N 056/01/17-191/2020 в срок до "17" марта 2020 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):
Краткую характеристику осуществляемой Обществом производственно-хозяйственной деятельности;
Указать всех своих контрагентов и конкурентов по осуществляемым видам деятельности на территории Оренбургской области;
Штатное расписание и численность общества с указанием Ф.И.О. сотрудников и замещающие ими должности с 2017 по настоящее время;
Перечень группы лиц, входящих в одну группу лиц с Обществом в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц (Приказ ФАС России от 20.11.2006 N 293);
Пояснения относительно специфики поставляемого товара, наличия его в распоряжении у общества при поставке либо необходимости предзаказа у соответствующих поставщиков (в таком случае указать поставщика, срок выполнения заказа, от даты направления заявки до даты фактической поставки, оплата) и т.д. (пояснения представить с документальным подтверждением своих доводов);
Письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих изложенную позицию, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.
Явка лиц, участвующих в деле (с подлинником доверенности на участие в рассмотрении дела, и подлинником документа, удостоверяющего личность представителя - паспортом гражданина РФ) обязательна.
Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, а также обладают иными правами, предусмотренными статьей 43 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии "_"
Примечание:
Копии документов должны содержать достоверную информацию и по форме, составу и содержанию полностью соответствовать подлинникам (оригиналам) документов, копии документов должны быть прошиты в единый документ (том) и надлежащим образом заверены подписью руководителя (или иного уполномоченного лица) и печатью организации.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) в соответствии с частью 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административных штрафов на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 18 февраля 2020 г. N 056/01/17-191/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.02.2020