Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии представителей ООО "Техсервис", АО "НИИ ТП",
рассмотрев жалобу ООО "Техсервис" (далее также - Заявитель) на действия АО "НИИ ТП" (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров на обслуживание сплит-систем (реестровый N 32008945092, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе Заявитель обжалует соответствие заявки ООО "Элида-Н" (далее также - Победитель Закупки) требованиям документации по проведению запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров на обслуживание сплит-систем (далее - Документация).
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на нарушение комиссии Корпорации "Роскосмос" в части неприостановления проведения процедуры после поступления жалобы от Заявителя в адрес Заказчика.
Законом о закупках определены принципы, которым должны соответствовать действия Заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принципы: информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя, приняла решение о признании её необоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Критериями оценки заявок на участие в закупке были установлены: цена договора, квалификация участника закупки (подкритерии: опыт поставки продукции сопоставимого характера и объема, репутация участника закупки), качество технического предложения участника (степень описания порядка выполнения работ, наличие ссылок на государственные стандарты, наличие сведений о действующей в организации участника системе менеджмента качества, применительно к работам по предмету закупки (с включением в состав заявки копии сертификата стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015), наличие описания мероприятий по обеспечению безопасности производства работ, наличие описания системы контроля качества работ, наличие графика выполнения работ).
По окончании срока подачи заявок на процедуру закупки было подано 9 (девять) заявок.
Подведение итогов Закупки и выбор победителя оформлен протоколом от 13.03.2020 N П-ЗП/20-6/3 (далее - Протокол).
Комиссия установила, что оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке осуществлялись закупочной комиссией на основании критериев оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре закупки и в порядке, установленных в Документации (приложение N2 к информационной карте закупочной документации).
В качестве подтверждения сведений о действующей в организации участника системе менеджмента качества, применительно к работам по предмету закупки ООО "Элида-Н" была приложена копия сертификата соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001-2015 (к выполнению работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах).
Кроме того, в ходе рассмотрения установлено, что в целях определения соответствия данного сертификата требованиям закупочной документации закупочная комиссия Заказчика учитывала положения приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", согласно которому в составе видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту присутствуют "Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха", а также "Наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха" (п. 15.4 и 24.14 соответственно ч. 3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства).
Согласно требованиям закупочной документации для присвоения баллов при проведении процедуры оценки заявок участником процедуры закупки по его усмотрению может быть "включена в состав заявки копия сертификата стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015".
ООО "Элида-Н" приложил в состав своей заявки копию сертификата стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
На основании вышеизложенного закупочной комиссией была произведена процедура оценки заявок и присвоен положительный балл участнику процедуры закупки ООО "Элида-Н" по подкритерию "Сведения о действующей в организации участника системе менеджмента качества, применительно к работам по предмету закупки (с включением в состав заявки копии сертификата стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015)" критерия "Качество технического предложения участника".
Заявитель в ходе рассмотрения указывает на то, что предложенный Победителем Закупки сертификат не соответствует предмету Закупки.
Вместе с тем, с учетом изложенного указанный довод не нашел своего подтверждения, так как фактически ООО "Элида-Н" представлен сертификат соответствующего стандарта по видам работ, которые соотносятся с предметом Закупки.
При этом Комиссия отмечает, что доводы жалобы Заявителя указывают на субъективное мнение Заявителя о недобросовестности ООО "Элида-Н" и необходимости отклонения его заявки.
При этом в настоящем случае такие действия противоречат законодательно закрепленной презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий (часть 5 статьи ГК РФ).
Комиссия, рассматривая жалобу Заявителя, исходит из необходимости оценки действий Заказчика на момент принятия соответствующего решения о выборе победителя Закупки. В настоящем случае Заказчик оценивал заявку ООО "Элида-Н" на соответствие требованиям Документации, в связи с чем, оценивая действия Заказчика на предмет соблюдения требований Закона о закупках, а также требований Документации, Комиссия не находит оснований для выводов о наличии в действиях Заказчика нарушений положений указанных законов.
В связи с чем Комиссия признает названный довод Заявителя необоснованным.
Довод жалобы, связанный с неприостановлением процедуры Закупки после направления Заявителем жалобы в адрес Заказчика, также признан необоснованным в связи с тем, что указанные обстоятельства не соответствую фактическим.
Согласно пункту 37 Информационной карты Документации о закупке Участники вправе обжаловать условия извещения и (или) документации о закупке, действия /бездействие заказчика, организатора закупки, ЗК, специализированной организации, ЭТП в комиссии Корпорации по рассмотрению жалоб в сфере закупок (пункт 22.2.1 Положения), а также в судебном либо административном порядке, в том числе в антимонопольном органе.
В соответствии с п. 22.4.7 Положения о закупках с момента регистрации жалобы процедура закупки, в отношении которой поступила жалоба, приостанавливается до вынесения решения (за исключением случаев, когда в результате приостановки процедуры закупки может возникнуть угроза безопасности, жизни и здоровью граждан, срыва сроков реализации ГОЗ, инвестиционных проектов).
При этом согласно п. 22.4.6 рассмотрение жалобы осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента ее регистрации. Указанный срок может быть продлен по решению комиссии по рассмотрению жалоб, в том числе если имеющейся информации недостаточно для принятия решения по предмету жалобы, в связи с чем необходимы дополнительные материалы и (или) мнение сторонних экспертов.
Согласно представленным Заказчиком материалам, АО "НИИ ТП" была приостановлена процедура закупки на стадии заключения договора.
Комиссия по рассмотрению жалоб ГК "Роскосмос" запросила необходимые сведения и документы у АО "НИИ ТП".
Согласно представленным материалам, срок рассмотрения жалобы для ГК "Роскосмос" в настоящее время не истек, а решение комиссии Корпорации по рассмотрению жалоб в сфере закупок АО "НИИ ТП" не получало.
Кроме того, согласно п. 22.4.8 Положения о закупках процедура рассмотрения жалобы комиссией Корпорации по рассмотрению жалоб в сфере закупок приостанавливается в случае, если одновременно процесс обжалования проводится в судебном либо административном порядке (в том числе в антимонопольном органе). Процедура рассмотрения жалобы возобновляется после доведения до сведения коллегиального органа заказчика решения, полученного в результате обжалования в судебном либо административном порядке (в том числе в антимонопольном органе).
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного, учитывая фактические обстоятельства рассматриваемого дела и имеющиеся документы и сведения, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техсервис" (ИНН:7715950469, ОГРН:1137746069658) на действия АО "НИИ ТП" (ИНН:7715784155, ОГРН:1097746735481) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 31.03.2020 N 16942/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2020 г. N 077/07/00-5865/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.04.2020