Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
"..."
рассмотрев жалобу ООО "РЕННИВ" (далее - Заявитель) на действия
ПАО "МРСК ЦЕНТРА" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку печатной продукции для нужд ПАО МРСК Центра (филиал "Белгородэнерго") (реестровый N 31908564370) (далее - Запрос предложений);
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Закупочной документации Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в Закупочной документации неправомерно установлено требование о предоставлении образцов продукции. Также Заявитель указывает, что Заказчиком не должным образом установлены требования к образцам продукции, в том числе отсутствуют параметры по которым Заказчик будет устанавливать соответствие таких образцов требованиям Технического задания к Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 3.1 Технического задания к Закупочной документации установлено, что участники процедуры должны представить образцы продукции.
Согласно пункту 3.1 Технического задания к Закупочной документации, участник процедуры обязан предоставить в составе своего предложения образцы предлагаемых к поставке продукции, документацию (технические условия, образцы и т.д.) на конкретный вид продукции, заверенную производителем. Данный документ должен подтверждать технические характеристики, заявленные поставщиком.
В пункте 3.2 Технического задания к Закупочной документации предусмотрено, что участникам процедуры необходимо представить образцы продукции до вскрытия конвертов.
Кроме того, положениями Закупочной документации предусмотрено, что основанием для отклонения заявки участника процедуры является, в том числе непредставление образов продукции в установленные сроки и порядке.
Более того, Комиссия принимает во внимание тот факт, что процедура проводится на поставку печатной продукции, бланки к которым четко сформированы Заказчиком в техническом задании.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление требований о предоставлении образцов полностью соответствующих на этапе подачи заявки техническому заданию Закупочной документации, является неправомерным, так как накладывает на участников Запроса предложений не предусмотренные обременения.
Кроме того, в случае если участник закупки не является производителем товара, получение таких образцов на этапе подачи заявки зависит от волеизъявления третьих лиц, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы в рассматриваемой части.
Также в составе жалобы Заявитель ссылается, что Заказчиком Техническое задание к Закупочной документации размещено в формате не допускающем возможности копирования отдельных фрагментов текста технического задания, что создаёт необоснованные трудности в заполнении участниками процедуры заявок.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы установлено, что требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям Заказчика, используемым при оказании услуг, изложены Заказчиком в отдельном файле, размещенном на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в составе иных документов по рассматриваемому Запросу предложений.
Указанные требования к товарам содержат одну таблицу "Технические требования и характеристики".
Файл с вышеуказанным содержанием размещен в ЕИС в формате PDF (Portable Document Format (PDF) - стандартном межплатформенном формате электронных документов.
Вместе с тем, Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что размещение Заказчиком требований к товарам по оспариваемому Запросу предложений в формате PDF с ограниченными возможностями для пользователей, повлекло за собой нарушает права и законные интересы участников закупки, а равно, что размещение Технического задания в таком формате создало для участников процедуры необоснованные трудности в заполнении ими заявки на участие в Запросе предложений.
Кроме того, Заявителем была подана заявка на участие в процедуры. Данный факт подтверждается протоколом заседания Закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок участников и подведению итогов от 0550-БЕ-19-2.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Также в составе жалобы Заявитель ссылается, что Заказчиком неправомерно в один лот объединены услуги по поставке полиграфической продукции и технического литературы, выпускаемой специализированными издательствами.
Вместе с тем, поскольку Заказчиком не предусмотрена возможность привлечения субподрядчика при оказании услуг, указанное обстоятельство может повлечь за собой ограничение конкуренции, поскольку изготовить техническую продукцию может исключительно специализированное издательство.
Установлено, что в Техническом задании к Закупочной документации необходимо поставить техническую литературы, в том числе Инструкцию по оказанию первой помощи, Инструкцию оказания первой помощи, брошюра правила противопожарного режима и т. д.
В Техническом задании Заказчиком предусмотрены характеристики к требуемой продукции, в частности к технической литературе. В том числе по продукции "Брошюра инструкция по оказанию первой помощи" Заказчиком установлено требование: "Авторы В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова, 2015. Формат А6", по "Брошюра правила противопожарного режима" - "Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 390) с изменениями на 06.04.2016. Формат А5".
Также Заказчиком предусмотрено, что продукция должна соответствовать, в том числе правилам по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, Министерство труда и социальной защиты РФ, приказ от 17.09.2014 N 642н, правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ПОТЭЭ), и т.д.
Вместе с тем, изучив техническое задание Закупочной документации, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные услуги по поставке печатной продукции могут быть выполнены одновременно, поскольку технологически и функционально связаны между собой, а равно относятся к услугам одного рода и имеют единое целевое назначение.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в рассматриваемой части.
Также Заявитель оспаривает действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Закупочной документации требования об обязательной сертификации. В подтверждение своей позиции Заявитель указывает, что поставляемая продукция не подлежит обязательной сертификации, поскольку не входит в единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Перечень).
Так, в соответствии с пунктом 3.2 Технического задания к Закупочной документации продукция должна быть сертифицирована, должна иметь ТУ производителя данной продукции и обеспечена гарантийными обязательствами, обязательно наличие сертификата СЭИ (сертификат экологического менеджмента).
Комиссия отмечает, что в соответствии с Перечнем, печатная продукция декларированию и сертификации не подлежит.
Следует отметить, что основными целями Закона о закупках являются, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).
При этом, в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Учитывая, что участникам для принятия участия в процедуре необходимо представить соответствующие образцы продукции, требования к которым установлены Заказчиком в техническом задании, представляется возможным сделать вывод о том, что образцы предлагаемой продукции на момент подачи заявок должны быть сертифицированы.
Поскольку сертификат не входит в перечень сертификатов обязательных к получению, а, напротив, имеет добровольный характер, в связи с тем, что участникам на момент подачи заявок необходимо представить соответствующие образцы продукции, установленное требование может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов участников закупки, вызванных невозможностью прохождения добровольной сертификации в установленные сроки подачи заявок.
Кроме того, в случае, если участник не является производителем продукции, установленное Заказчиком требование о подтверждении соответствия (сертификатом) предлагаемого к поставке товара, который в силу действующего законодательства может иметь подтверждение соответствия только в форме добровольной сертификации, зависит от волеизъявления производителя/поставщика в приобретении такого сертификата, в связи с чем накладывает дополнительные расходы по приобретению добровольного сертификата соответствия продукции, подлежащей поставке.
Вместе с тем, как следует, из положения Закупочной документации участник процедуры может не являться производителем продукции.
Кроме того, Заказчиком в пункте 2.1 Технического задания к Закупочной документации предусмотрено, что качество продукции должно соответствовать действующим ГОСТам, ТУ или другим документам, содержащим обязательные либо обычно применяемые требования, предъявляемые к соответствующему товарам.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Заказчиком в Техническом задании предусмотрено, что продукция должна быть соответствующего качества, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в рассматриваемой части, поскольку товар, предлагаемый к поставке не входит в перечень продукции подлежащей обязательной сертификации.
В связи с чем довод жалобы в рассматриваемой части признается Комиссией обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕННИВ" (ОГРН 1183668016883
ИНН 3664235365) на действия ПАО "МРСК ЦЕНТРА" (ОГРН 1046900099498 ИНН 6901067107) при проведении Запроса предложений частично обоснованной.
2. Установить в действиях ПАО "МРСК ЦЕНТРА" нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать ПАО "МРСК ЦЕНТРА" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
"..."
1. ООО "РЕННИВ"
394006, Воронежская область, город Воронеж, улица 20-летия Октября, дом 103, офис 433/2
2. ПАО "МРСК ЦЕНТРА"
127018, Москва город, улица Ямская 2-я, дом 4
3. АО "ЕЭТП"
115114, Москва город, улица Кожевническая,
дом 14, строение 5
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-17235/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
23.12.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
"..."
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 23.12.2019
по делу N 077/07/00-17235/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО "МРСК ЦЕНТРА" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку печатной продукции для нужд ПАО МРСК Центра (филиал "Белгородэнерго") (реестровый N 31908564370) (далее - Запрос предложений):
1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Запроса предложений.
2. Заказчику вернуть участникам закупочной процедуры ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Запросе предложений.
3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 23.12.2019 по делу N 077/07/00-17235/2019;
4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в конкурентной процедуре таким образом, чтобы он составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в Запросе предложений с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
5. Заказчику назначить новые даты окончания подачи заявок, даты рассмотрения заявок, даты подведения итогов Запроса предложений.
6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.
7. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 27.04.2020.
8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 30.04.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 декабря 2019 г. N 077/07/00-17235/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.03.2020