Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.08.2019 N 1147/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 01.11.2019 N 166), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "РВК-Воронеж" на 2017-2019 годы,
УСТАНОВИЛ:
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).
Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746-э).
Тарифы для ООО "РВК-Воронеж" (далее - регулируемая организация) установлены Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - УРТ, орган регулирования) (с 1 апреля 2020 года правопреемником является Департамент государственного регулирования Воронежской области (далее - Департамент) методом индексации на 2015-2019 годы.
Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) учтена органом регулирования при утверждении тарифа ООО "РВК-Воронеж" на услугу водоснабжения на 2019 год на уровне 2 116 585 тыс. руб., на услугу водоотведения (левый берег) на 2019 год на уровне 573 679 тыс. руб. и на услугу водоотведения (правый берег) на 2019 год на уровне 870 643 тыс. руб.
Тариф на 2019 год для ООО "РВК-Воронеж" утвержден органом регулирования на услугу водоснабжения на уровне 20,90 руб./куб. м., на водоотведение (левый берег) на уровне 18,89 руб./куб. м. и на водоотведение (правый берег) на уровне 13,10 руб./куб. м.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 406 предусмотрена корректировка тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 26 Правил N 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования N 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО "РВК-Воронеж" за период с 2017 по 2019 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов (далее - Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.
1. Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования N 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования N 406; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Органом регулирования принимаются расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, на основание заявки регулируемой организации в размере выше фактически понесенных расходов в предыдущие периоды регулирования.
Так, на 2019 год по водоснабжению утверждены расходы в размере 3 442,21 тыс. руб., при фактически понесенных расходах в 2017 году 843,45 руб. (приведенные с учетом ИПЦ 102,7 % и 104,6 % к 2019 году составят 906,07 тыс. руб.); по водоотведению (правый берег) утверждены расходы в размере 4 403,87 тыс. руб., при фактически понесенных расходах в 2017 году 502,38 руб. (приведенные с учетом ИПЦ 102,7 % и 104,6 % к 2019 году составят 539,68 тыс. руб.).
При этом при утверждении тарифа на водоотведение (левый берег) на 2019 год орган регулирования корректно установил расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, на уровне фактически понесенных расходов в 2017 году в размере 303,14 тыс. руб.
В соответствии с подпунктом (ж) пункта 22 Основ ценообразования N 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Таким образом, УРТ при утверждении расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, необходимо было учитывать фактически понесенные расходы прошлых периодов регулирования по данной статье, в связи с чем разница составляет по водоснабжению 2 536,14 тыс. руб. и по водоотведению (правый берег) 3 864,19 тыс. руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктом "а" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области нарушившим положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункты 22 и 78 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, при утверждении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения в отношении ООО "РВК-Воронеж" на 2019 год.
2. Органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.07.2020 (включительно) устранить нарушения, допущенные Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области при установлении тарифов на 2019 год на водоснабжение и водоотведение для ООО "РВК-Воронеж", а именно:
- исключить расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами, 2019 года в размере 2 536,14 тыс. руб. из состава НВВ 2020 года ООО "РВК-Воронеж" на водоснабжение и в размере 3 864,19 тыс. руб. из состава НВВ 2020 года ООО "РВК-Воронеж" на водоотведение (правый берег) исходя из фактически понесенных расходов 2017 года (в случае наличия исходя из фактических данных 2019 года).
3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Воронежской области исключить из состава необходимой валовой выручки ООО "РВК-Воронеж" иные расходы, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих исключению, указанному в пункте 2 резолютивной части настоящего предписания, согласно пункту 16 Основ ценообразования N 406.
4. В срок до 01.07.2020 (включительно) органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения принять и ввести в действие решение о корректировке тарифов на водоснабжение, водоотведение (правый берег) для ООО "РВК-Воронеж", утверждённых Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области на 2020 год, с учетом исполнения требований, предусмотренных пунктами 2 - 3 резолютивной части настоящего предписания.
5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2-4 резолютивной части настоящего предписания;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "РВК-Воронеж" на 2020 год.
|
|
С.А. Пузыревский |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.04.2020