Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <_>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП <...>, адрес: <_>, г. <_>, пр. <_>, <_>/<_>, оф. <_>, ИНН <_>, ОГРНИП <_.>, Дата присвоения ОГРНИП <_>) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение физического лица (вх. от 02.03.2020 N 993) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы на стенде в кабине пассажирского лифта в жилом многоквартирном доме по адресу г. Кемерово, ул. Свободы 23Б.
Из поступившего обращения следует, что на стенде в кабине пассажирского лифта в жилом многоквартирном доме по адресу г. Кемерово, ул. Свободы 23Б, размещена реклама следующего содержания:
1) "Эвакуация КВЕСТЫ на 23 февраля и 8 марта ЛУЧШИЙ ВЫБОР +7 (913)-<_>-<_>-<_> <_>.<_>.<_>".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.
Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.
Таким образом, использование в рекламе обозначения "Лучший выбор" является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку данная информация не подтверждена документально.
2) "Центр лазерной эпиляции "<_>" Избавляем от нежелательных волос без боли и НАВСЕГДА 100% гарантия результата или вернем деньги_".
Из ответа ООО "Продюсерский центр "ПРОдвижение - Кемерово" (исх. от 19.03.2020 N 46) следует, что реклама вышеуказанного содержания была размещена в соответствии с договором от <_> N <_>\<_> ПРО-К, заключенного между ООО "Продюсерский центр "ПРОдвижение - Кемерово" и ИП <_> для размещения в феврале 2020.
Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Выполнение медицинских услуг осуществляется только медицинскими работниками.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой перечень медицинских услуг. Перечень медицинских услуг разделен на два класса: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу. Класс "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс "B" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В соответствии с данным приказом вид деятельности "проведение эпиляции" (код A14.01.013) отнесен к медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию
В рекламе указано на осуществление медицинского вида деятельности - проведение лазерной эпиляции без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Из ответа Управления лицензирования медико - фармацевтических видов деятельности Кузбасса (исх. от 06.03.2020 N 04-12/178) следует, что в Едином реестре лицензий по состоянию на 06.03.2020 отсутствуют сведения о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной ИП <_>.
Пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" установлено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В указанной рекламе отсутствует предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 данного закона предусмотрена для рекламодателя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ИП <_>.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1.Возбудить производство по делу N 042/05/24-594/2020 в отношении индивидуального предпринимателя <_> (адрес: <_>, г. <_>, пр. <_>, <_>/<_>, оф. <_>, ИНН <_>, ОГРНИП <_>, Дата присвоения ОГРНИП <_>) по признакам нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Назначить дело N 042/05/24-594/2020 к рассмотрению на 04 июня 2020 года на 09 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 08 часов 50 минут в каб. 316.
3. ИП <_> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 02 июня 2020 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):
- свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- договоров со всеми приложениями или иных документов на изготовление и распространение рекламы вышеуказанной содержания;
- счетов - фактур, платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату за распространение вышеуказанной рекламы.
Дополнительно ИП <_> необходимо представить письменные пояснения по поводу распространения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24, ФЗ "О рекламе".
В случае отсутствия какой-либо информации из запрашиваемого перечня или невозможности ее предоставления необходимо указать причины отсутствия данной информации.
В связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции рекомендуем направить в адрес Кемеровского УФАС России необходимые материалы и пояснения по делу в письменном виде, а также заявить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей сторон.
Также сообщаем о том, что для участия в рассмотрении дела дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, Вам необходимо заранее (за 3 рабочих дня до заседания) заявить соответствующее ходатайство с указанием данных IT-специалиста вашей организации (номер телефона, адрес электронной почты).
Заместитель председателя Комиссии <....>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 28 апреля 2020 г. N 042/05/24-594/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.04.2020