Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
рассмотрев жалобу ООО "Юпитер" на действия ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по дезинсекции МКД района Хорошево-Мневники города Москвы в 2020 году состоится (Реестровый N32008909891), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила заявителя на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение заказчика о закупках, товаров, работ и услуг размещено заказчиком в единой информационной системе закупок.
Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее необоснованной.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктами 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении конкурса.
Заявитель обжалует следующие критерии оценки заявок участников закупки. Показатель С1 "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", Показатель С2 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
В данном показателе оценивается наличие у участника персонала для выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с предметом закупки. Сведения подтверждаются участником закупки в соответствии с рекомендуемыми формами документов, установленными частью III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПОК" и документами: копия отчетности в Пенсионный Фонд России (форма СЗВ-М (Сведения о застрахованных лицах), утвержденная постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N83) за последний отчетный период (месяц) на дату подачи заявки на участие в конкурсе с квитанцией о приеме отчетности в электронном виде (в случае сдачи отчетности в электронном виде) или с отметкой о принятии отчетности Пенсионным Фондом России, копия отчетности в ФНС Расчёт по страховым взносам (Приложение N1 к приказу ФНС России от 10.10.2016 г. N ММВ-7-11/551@) за последний отчетный период на дату подачи заявки на участие в конкурсе с квитанцией о приеме отчетности в электронном виде (в случае сдачи отчетности в электронном виде) или с отметкой о принятии отчетности налоговым органом.
Заявитель указывает, что требование о наличии в штате участника закупки специалистов исключает возможность привлекать в рамках оказания услуг специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера. Порядок оценки по показателям С1, учитывающие исключительно сотрудников организации, находящихся в штате, не свидетельствует о наилучшей квалификации участника закупки, а также ограничивает участников закупки в возможности предоставления сведения о сотрудниках, привлекаемых на срочной договорной основе и не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с ненадлежащим установлением порядка оценки заявок.
В свою очередь, Комиссия Управления отклоняет указанный довод, поскольку фактически соответствующее требование в документации не указано.
Как указал представитель заказчика на заседании Комиссии участники закупки вправе подать в составе заявки сведения о лицах, с которыми заключен гражданско-правовой договор, в свою очередь, в отношении таких лиц должен быть представлена копия отчетности в Пенсионный Фонд России (форма СЗВ-М (Сведения о застрахованных лицах), утвержденная постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N83) за последний отчетный период (месяц) на дату подачи заявки на участие в конкурсе с квитанцией о приеме отчетности в электронном виде (в случае сдачи отчетности в электронном виде).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
При этом пунктом 3 статьи 422 Налогового кодекса установлено, что вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, не включаются в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, спорное требование не исключает возможность представления в составе заявки сведения о лицах, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера.
2. Также заявитель обжалует показатель С2 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг". Как следует из документации, сведения об образовании и квалификации штатных сотрудников по направлению "дезинфектология" (подтверждается копиями дипломов, аттестатов, свидетельств, сертификатов, квалификационных удостоверений, копией штатного расписания и копиями трудовых книжек, трудовых договоров, копией отчетности в Пенсионный Фонд России (форма СЗВ-М (Сведения о застрахованных лицах).
Как указывает заявитель из перечня затребованных сведений не следует, какие конкретно документы необходимо представить в составе заявки в подтверждение соответствия названному требованию.
Из условий документации усматривается, что предоставление "копий штатного расписания и копий трудовых книжек, трудовых договоров, копий отчетности в Пенсионный Фонд России" является обязательным, в свою очередь, из документации не следует, что "копиями дипломов, аттестатов, свидетельств, сертификатов, квалификационных удостоверений" не является совокупностью требований и о возможности участникам закупки представить один из видов перечисленных документов.
Таким образом, по мнению заявителя, порядок оценки конкурсных заявок по показателям C1 и C2 сформирован в нарушение положений Закона о закупках.
На заседании Комиссии представитель заказчика указал, что любые документы подлежат учету заказчиком, более того заявитель заявку подал, в связи с чем указанный подход к оценке заявок участников закупки не ведет к нарушению его прав, поскольку любые документы, соответствующие требованиям, будут оценены заказчиком в соответствующем порядке.
3. Показатель С3 "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
Как указывает заявитель, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по оспариваемому критерию, поскольку определенный Заказчиком параметр аналогичности выполняемых работ не сопоставим с объектом закупочной процедуры.
Под опытом участника по выполнению/оказанию аналогичных предмету закупки работ/услуг, соответствующих предмету закупки и отвечающих основным требованиям технической части настоящей закупочной документации, понимаются контракты/договоры по выполнению работ по проведению дезинсекционных мероприятий в сфере ЖКХ (подвальные помещения и мусорокамеры МКД).
Представитель заказчика указал, что в документации установлен иной порядок, а именно, что под опытом участника по выполнению/оказанию аналогичных предмету закупки работ/услуг, соответствующих предмету закупки и отвечающих основным требованиям технической части настоящей закупочной документации, понимаются контракты/договоры по выполнению работ по проведению дезинсекционных мероприятий в сфере ЖКХ (работ по дезинсекции помещений общего пользования в многоквартирных жилых домах, чердаки, подвальные помещения и мусорокамеры МКД), заключенные с государственными и/или муниципальными заказчиками в соответствии с 44-ФЗ и (или) 223-ФЗ.
Согласно Техническому заданию, объект, подлежащий санитарно-профилактической обработке - здание, помещение, земельный участок, надземные или подземные сооружения, находящиеся в собственности или пользовании города Москвы согласно акту, указанному в пункте 7.8 настоящего Технического задания.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, оспариваемый порядок оценки заявок в документации не установлен.
3. Как указывает заявитель для проведения дезинсекции помещений не требуется получения членства в СРО. В свою очередь, как указано в Извещении - СРО не требуется, соответственно данный довод также не подтверждается материалами дела.
4. По показателю С4 "Деловая репутация участника закупки" оценивается сведения о добровольном членстве участника в саморегулируемой организации в области проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ.
Как указывает заявитель, нормативные документы не содержат требований к наличию членства в СРО для проведения дезинсекции помещений.
Соответственно, установление указанного критерия не может влиять на выявление лучшего предложение об условиях исполнения контракта. В свою очередь, Комиссия Управления не усматривает нарушение в указанном критерии оценки заявок участников закупки, поскольку такой критерий позволяет оценить наличие у участника финансовых ресурсов для дополнительного обеспечения гарантий качества. Кроме того, из документации не усматривается, что указанный критерий предопределяет победу конкретного участника.
Оспариваемый критерий как равно и его отсутствие может привести лишь к снижению количества баллов, которые получит участник закупки при оценке заказчиком поданной им заявки, что не позволяет в настоящем случае вести речь о наличии каких-либо препятствий участникам закупки (включая заявителя) в подаче своих заявок. Заявителем не представлено доказательств невозможности стать победителем закупочной процедуры при наличии соответствующего критерия и оспариваемого им порядка оценки заявок участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления не находит правовых и фактических оснований для вывода о наличии в действиях заказчика нарушения требований Закона о закупках в отсутствие со стороны заявителя обоснования невозможности подачи заявки на участие в закупке при предусмотренной заказчиком системе критериев и порядка оценки заявок участников закупки.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Юпитер" на действия ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники" при проведении конкурса необоснованной.
Снять ограничения при проведении конкурентной процедуры, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.02.2020 N ПО/10051/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 апреля 2020 г. N 077/07/00-3709/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.04.2020