Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Организатор торгов) и от ООО "Техномаш" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 24.03.2020 вх. N 9672-ЭП/20) ООО "Техномаш" на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации тележек трамвайных вагонов ЛВС-86К (извещение N 32008914433), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 февраля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32008914433 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации тележек трамвайных вагонов ЛВС-86К (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 07.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
45 644 500,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
25.02.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
12.03.2020 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
17.03.2020, 24.03.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196105, г. Санкт-Петербург, ул.Сызранская, д.15 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 32008914433 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Техномаш" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "Горэлектротранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Техномаш" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/9239/20 от 27.03.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/9239/20 от 27.03.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N 56/2020-ЭА от 17.03.2020 заявка ООО "Техномаш" (порядковый номер заявки: N 349047) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "Заявка N 349047 не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно:
участником в по товару п. 4 "Дисковый тормоз" в Сведениях о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, указаны недостоверные сведения об объекте закупки, не соответствующие техническим стандартам, требования о соответствии которым установлено аукционной документацией: по показателю N38 "Класс пружины по ГОСТ 13764-86" участник указал "II". По показателю N33 "Сила при максимальной деформации пружины" участник указал "1,00-800Н".
Согласно ГОСТ 13764-86 Таблица N2 значение Силы при максимальной деформации пружины для класса II разряд 2 составляет 1,25-1250Н, что не соответствует указанному участником диапазону "1,00-800Н".
участником в по товару п. 1 "Балка продольная" в Сведениях о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, указаны недостоверные сведения об объекте закупки, не соответствующие техническим стандартам, требования о соответствии которым установлено аукционной документацией: по показателю N5 "Марка стали проката (уголка)" участник указал "Ст3пс3-1 по ГОСТ 535-2005". По показателю N8 "Категория проката (уголка)" участник указал "4". По показателю N26 "Нормируемые показатели проката (уголка): ударная вязкость KCU после механического старения" участник указал "Наличие".
Согласно ГОСТ 535-2005 нормируемые показатели по категориям проката приведены в Таблице 1, где установлено, что для Проката категории 4 ударная вязкость KCU после механического старения не определяется (показатель не применяется, приемка по данному показателю не осуществляется).
участником в по товару п. 2 "Балка моторная" в Сведениях о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, указаны недостоверные сведения об объекте закупки, не соответствующие техническим стандартам, требования о соответствии которым установлено аукционной документацией: по показателю N5 "Конструкция ребра: марка стали" участник указал "ВСт3сп по ГОСТ 14637-89". По показателю N8 "Конструкция ребра: категории проката в зависимости от нормируемых характеристик" участник указал "5". По показателю N21 "Конструкция ребра: цвет маркировки проката" участник указал "красный с желтым".
Согласно ГОСТ 14637-89 п. 2.2. "Маркировка проката - по ГОСТ 7566 со следующим дополнением.
Цвет маркировки проката, за исключением категории 6, - в соответствии с ГОСТ 380, категории 6 - красный с желтым". Для указанной участником категории проката 5 цвет красный с желтым для маркировки не применяется, красным с желтым маркируется только прокат категории 6".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
На основании п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 24 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Как следует из п. 24 Информационной карты, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
согласие участника аукциона на оказание услуг в объеме и на условиях, предусмотренных документацией;
наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара (используемого для выполнения работ), иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в электронной форме (по форме 2 в соответствии с разделом 15.1. Документации).
Разделом 15 Документации предусмотрена форма "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ" (далее - Форма N 2).
В соответствии с разделом 15.1 Документации установлена инструкция по заполнению Формы N 2, из содержания которой следует, что конкретные требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, устанавливаются заказчиком исключительно в разделе 11.1. Документации "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям".
Согласно п. 5.1 Документации комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании пп. 4 п. 5.4 Документации заявка участника закупки отклоняется от участия в аукционе в случае, если в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах (работах, услугах), предлагаемых к поставке.
Представитель Организатора торгов пояснила, что Заявитель в составе заявки на участие в Закупке представил недостоверные сведения в отношении характеристик товаров, используемых при выполнении работ, а именно:
в отношении позиции N 4 "Дисковый тормоз" раздела 11.1 Документации было установлено требование по показателю N 38 "Класс пружины по ГОСТ 13764-86" должен быть "II или I". Заявитель в составе заявки указал класс пружины II, что соответствовало требованиям Документации, однако согласно ГОСТ 13764-86 для II класса пружины сила при максимальной деформации пружины (показатель N 33) должна быть в диапазоне 1,25 - 1250Н, при этом Заявитель в составе заявки по показателю N 33 указал силу в диапазоне 1,00 - 800Н, что соответствовало I классу пружины;
в отношении позиции N 1 "Балка продольная" раздела 11.1 Документации в столбце "Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться" было установлено требование по показателю N 5 "Марка стали проката (уголка)": "Ст3пс3-1 по ГОСТ 535-2005". Заявитель в составе заявки указал "Ст3пс3-1 по ГОСТ 535-2005", что соответствовало требованиям Документации, вместе с тем по показателю N 8 "Категория проката (уголка)" Заявитель указал "4", а по показателю N 26 "Нормируемые показатели проката (уголка): ударная вязкость KCU после механического старения" указал "Наличие". При этом согласно ГОСТ 535-2005 нормируемые показатели по категориям проката приведены в таблице 1, где установлено, что для проката категории "4" ударная вязкость KCU после механического старения не определяется (показатель не применяется, приемка по данному показателю не осуществляется);
в отношении позиции N 2 "Балка моторная" раздела 11.1 Документации было установлено требование по показателю N 8 "Конструкция ребра: категории проката в зависимости от нормируемых характеристик" должна быть "5 или 6". Заявитель в составе заявки указал значение "5", что соответствовало требованиям Документации, однако по показателю N 21 "Конструкция ребра: цвет маркировки проката" Заявитель указал "красный с желтым". При этом согласно п. 2.2 ГОСТ 14637-89 для указанной участником категории проката 5 цвет красный с желтым для маркировки не применяется, красным с желтым маркируется только прокат категории 6".
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Техномаш", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Техномаш" в составе первой части заявки на участие в Закупке представил Форму N 2, в которой содержались недостоверные сведения в отношении характеристик используемых при выполнении работ товаров (позиции NN 1, 2, 4 раздела 11.1 Документации), не соответствующие условиям государственных стандартов, требования о соответствии которым установлены Документацией, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Техномаш" от участия в процедуре Закупки согласно пп. 4 п. 5.4 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Техномаш" от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "Техномаш" от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 24.03.2020 вх. N 9672-ЭП/20) ООО "Техномаш" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации тележек трамвайных вагонов ЛВС-86К (извещение N 32008914433) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 апреля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.04.2020