по результатам рассмотрения жалобы N 032/10/18.1-523/2020 в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции"
Резолютивная часть решения оглашена 20.04.2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 21.04.2020 года.
г. Брянск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии:
- заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий и рекламы;
членов Комиссии:
- государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы;
- ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы;
- государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы,
. - заместителя начальника отдела естественных монополий и рекламы,
при участии:
представителя МУП "Брянский городской водоканал" (доверенность N 19 от 14.04.2020 г.) и представителя ООО "Электроснаб" (доверенность от 14.04.2020 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Электроснаб" на действия заказчика - МУП "Брянский городской водоканал" при проведении аукциона в электронной N 32008918294 "Поставка станций управления" (извещение N 32008918294),
УСТАНОВИЛА:
В Брянское УФАС России 08.04.2020 г. поступила жалоба ООО "Электроснаб" (г. Брянск, ул. Щукина, д.63) на действия организатора закупки МУП "Брянский городской водоканал" при проведении аукциона в электронной форме N 32008918294 "Поставка станций управления" (извещение N 32008918294) .
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и предупреждения распространения в городе Брянск инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV, рассмотрение поступившей в Управление жалобы N N 032/10/18.1-523/2020 ООО "Электроснаб" на действия организатора закупки МУП "Брянский городской водоканал" при проведении аукциона в электронной N 32008918294 "Поставка станций управления" (извещение N 32008918294) проходило посредством Видеоконференцсвязи.
По мнению Заявителя, ООО "Электроснаб" признано победителем при проведении аукциона в электронной форме N 32008918294 на основании Протокола рассмотрения вторых частей заявок от 20.03.2020 г. Заказчик отказался от заключения договора в одностороннем порядке сославшись на обстоятельства непреодолимой силы.
Рассмотрев материалы жалобы, документы, представленные организатором закупки и заявителем, заслушав доводы представителей, Комиссия Брянского УФАС России установила следующее.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, в том числе для субъектов естественных монополий, установлены ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках МУП "Брянский городской водоканал" (далее - Положение о закупке).
Как следует из материалов дела, 25.02.2020 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru МУП "Брянский городской водоканал" инициировало проведение аукциона в электронном виде N 32008918294 "Поставка станций управления" (извещение N 32008918294).
В соответствии с извещением предмет договора - поставка станций управления. Количество поставляемого товара указано в документации о закупке; начальная (максимальная) цена договора - 352 540,90 руб.
В соответствии с Протоколом 32008918294-01 от 20.03.2020 г. поступила 1 заявка на участие в закупке.
В результате рассмотрения вторых частей заявок и подведение итогов, в соответствии с Протоколом 32008918294-02 от 20.03.2020 г. Комиссия приняла решение о соответствии следующей второй части заявки единственного участника требованиям, установленным в документации о проведении электронного аукциона и признала ООО "Электроснаб" победителем закупки.
26.03.2020 г. в адрес победителя закупки был направлен договор для подписания, 3.04.2020 г. МУП "Брянский городской водоканал" был составлен протокол отказа от заключения контракта в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 7 раздела 34 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "Брянскгорводоканал" ввиду того, что единственная заявка на участие в аукционе, поданная участником закупки, соответствует всем требованиям аукционной документации, то участник закупки, подавший такую заявку, признается победителем в процедуре закупки и с ним заключается договор по начальной (максимальной) цене, указанной в аукционной документации, или по иной цене, предложенной таким участником и не превышающей начальную (максимальную) цену договора.
Представитель МУП "Брянский городской водоканал" пояснила, что решение об отказе от заключения договора по итогам Закупки принято в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, в соответствии с ч.7 ст.3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Согласно ч. 7 ст.3.2 Закона N 223-ФЗ по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Согласно Письму от 27.03.2020 г. N 24-06-08/24649 Министерства финансов РФ "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" в нерабочие дни заказчик вправе отменить конкурентную закупку на основании ч.7 ст.3.2 Закона N 223-ФЗ при возникновении необходимости, обусловленной обстоятельствами непреодолимой силы, то есть до заключения договора. Во время проведения закупки и заказчик, и заявитель осуществляли трудовую деятельность, то есть данный промежуток времени подразумевает рабочие дни.
В своих письменных объяснениях МУП "Брянский городской водоканал" утверждает, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV является обстоятельством непреодолимой силы и в связи с распространением данной инфекции, заказчиком принято решение о перераспределении финансовых средств для поддержания производственного процесса и работоспособности предприятия.
Брянским УФАС России было запрошено представить доказательство обоснования необходимости перераспределения финансовых средств, МУП "Брянский городской водоканал" доказательства перераспределения финансовых средств представлены не были.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги. Положениями статей 447-448 ГК РФ не предусмотрено право заказчика на отказ от заключения договора с победителем.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Соответственно, доводы заказчика о наличии у него права отказаться от заключения договора с победителем закупки неправомерны и не соответствуют требованиям гражданского законодательства и Закона о закупках.
Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Электроснаб" (г. Брянск, ул. Щукина, д.63) на действия организатора закупки МУП "Брянский городской водоканал" при проведении аукциона в электронной форме N 32008918294 "Поставка станций управления" обоснованной.
2. Признать в действиях МУП "Брянский городской водоканал" нарушение требований пунктом 2 части 1 статьи 3, части 7 статьи 3.2 ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать МУП "Брянский городской водоканал" предписание об устранении нарушения.
4. Передать материалы должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 20 апреля 2020 г. N 032/10/18.1-523/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.04.2020