Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии представителей:
от ООО "АКВМ" - <...> (по доверенности от 09.01.2020 N 4),
от ООО "Центр реализации" - <...> (по доверенности от 13.01.2020),
рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия
ООО "АКВМ" (далее - Организатор торгов) при проведении торгов по реализации имущества должника (извещение N 280120/39106173/03) (далее - Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в нарушении порядка проведения Торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Исходя из текста жалобы, положения документации установлены таким образом, при котором Организатор торгов узнает цену предложенную участниками Торгов до момента проведения Торгов, что противоречит действующему законодательству, регламенту ЭТП.
Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении Торгов Торги проходят в форме аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложения о цене по адресу: http://business.centerr.ru (Электронная торговая площадка Центра Реализации). Предложение о цене подается в момент подачи заявки на ЭТП, в соответствии с регламентом площадки. Заявки подписываются электронной подписью (далее - ЭП) должностного лица или представителя (для юр. лиц) либо заявителя (для физ. лиц), непосредственно подающего заявки по форме ЭТП и организатора торгов.
В соответствии с п. 11.3.2 регламента проведения торговых процедур
в электронной форме на электронной торговой площадке Центра реализации (далее - Регламент ЭТП) в случае, если при проведении торгов используется закрытая форма представления предложений о цене, предложения о цене представляются участниками торгов одновременно с представлением заявок на участие в торгах или
в любое время до указанного в сообщении о проведении торгов времени подведения результатов торгов.
В случае использования закрытой формы представления предложений о цене, заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов. Оператор с помощью технических
и программных средств ЭТП обеспечивает конфиденциальность таких предложений.
Согласно п. 6 формы заявки на участие в торгах в форме открытого аукциона в ней указывается сумма, за которую предлагается приобретение имущества, для юр.лиц с подтверждением решением уполномоченных органов управления. Заполняется в зависимости от формы торгов (закрытая / открытая).
Таким образом, учитывая, что заявка подается до начала проведения Торгов, Организатор торгов имеет возможность увидеть ценовое предложение участника, указанное в п. 6 заявки, что противоречит самому смыслу проведения Торгов, а также п. 11.3.2 Регламента ЭТП.
Комиссия отмечает, что указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес
к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.
Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав
и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.
Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок не соответствует целям реализации имущества. Действия Организатора торгов, в данном случае могли потенциально повлечь за собой необоснованное ограничение конкуренции.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Кроме того, ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.
В целях обеспечения максимального количества участников на Организатора торгов возложена обязанность обеспечить равный доступ всех лиц к участию в Торгах.
Законодательством о проведении публичных торгов фактически не предусматривается каких-либо избыточных ограничений для участия в торгах, а имеющиеся ограничения направлены исключительно на предотвращение злоупотреблений в данной сфере, на недопущение конфликта интересов и т.д.
Таким образом, любое препятствие к участию в торгах по правилам регулирующих их порядок законодательных актов должно отвечать каким-либо целям.
Между тем в настоящем случае требование об указании суммы, за которую предлагается приобретение имущества, следует признать необоснованным, поскольку оно не отвечает требованиям проведения торгов, сужает круг их потенциальных участников, что, в свою очередь, не отвечает публичному порядку проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.
Установить в действиях Организатора торгов нарушения публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов, п. 11.3.2 Регламента ЭТП.
Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-2466/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
13.02.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 13.02.2020 по делу N 077/07/00-2466/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "АКВМ" (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов по реализации имущества должника (извещение N 280120/39106173/03) (далее - Торги):
Организатору торгов отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.
Организатору торгов вернуть участникам Торгов ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Торгах.
Организатору торгов внести изменения в документацию с учетом решения Московского УФАС России от 13.02.2020 по делу N 077/07/00-2466/2020.
Организатору торгов продлить срок приема заявок на участие в Торгах таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (Пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в документацию до даты окончания приема заявок.
Организатору торгов назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Торгов.
Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях в источниках, предусмотренных для размещения информации о торгах законодательством Российской Федерации.
Оператору электронной торговой площадки - ООО "Центр реализации", обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 29.05.2020.
Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 01.06.2020 включительно с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 апреля 2020 г. N 077/07/00-2466/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.04.2020