Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
_.
рассмотрев посредством ВКС жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пожсервискомплект" (далее - ООО "Пожсервискомплект") на действия заказчика торгов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" (далее - НГУ) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замене дверных блоков на противопожарные в общежитии N 3 ул. Пирогова, 4, общежитии N 4 ул. Пирогова, 8, общежитии N 5 ул. Пирогова, 14, общежитии N 6 ул. Пирогова, 16, общежитии N 7 ул. Пирогова, 18, общежитии N 9 ул. Пирогова, 18а, общежитии N 10 ул. Пирогова, 10, общежитии N 1а ул. Ляпунова, 4 (извещение N 32009000913 на сайте http://zakupki.gov.ru),
в отсутствие представителей заявителя ООО "Пожсервискомплект", заказчика торгов НГУ, надлежащим образом уведомленных о месте, времени и дате рассмотрения жалобы по существу,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО "Пожсервискомплект" на действия заказчика торгов НГУ при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замене дверных блоков на противопожарные в общежитии N 3 ул. Пирогова, 4, общежитии N 4 ул. Пирогова, 8, общежитии N 5 ул. Пирогова, 14, общежитии N 6 ул. Пирогова, 16, общежитии N 7 ул. Пирогова, 18, общежитии N 9 ул. Пирогова, 18а, общежитии N 10 ул. Пирогова, 10, общежитии N 1а ул. Ляпунова, 4 (извещение N 32009000913 на сайте http://zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
Заказчик НГУ 18.03.2020 года в единой информационной системе "Закупки.гов", расположенной в сети Интернет, по адресу zakupki.gov.ru, разместил извещение о проведении закупки N 32009000913 на выполнение работ по замене дверных блоков на противопожарные в общежитии N 3 ул. Пирогова, 4, общежитии N 4 ул. Пирогова, 8, общежитии N 5 ул. Пирогова, 14, общежитии N 6 ул. Пирогова, 16, общежитии N 7 ул. Пирогова, 18, общежитии N 9 ул. Пирогова, 18а, общежитии N 10 ул. Пирогова, 10, общежитии N 1а ул. Ляпунова, 4.
26.03.2020 года в единой информационной системе "Закупки.гов" был размещен Протокол рассмотрения первых частей заявок N 32009000913-01, согласно которому участник с порядковым номером заявки N 365061 был отклонен по следующей причине: Не предоставление информации, предусмотренной документацией об открытом аукционе в электронной форме: отсутствуют указание на товарный знак используемого при выполнении работ товара (или его отсутствие), количественные и качественные характеристики выполняемых работ (п. 20 Приложение N1 к документации об открытом аукционе в электронной форме).
Заявитель жалобы считает, что документация была составлена с нарушением действующего законодательства, что препятствует участию в конкурсе в электронной форме на основании нижеследующего.
Согласно пункту 20 Приложения N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме (далее - аукционе) должна содержать следующие документы и сведения:
Первая часть: согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (или его отсутствие) поставляемого товара, его конкретные показатели, в том числе функциональные, количественные и качественные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара, количественные и качественные характеристики выполняемых работ, оказываемых услуг, а также указание на товарный знак используемого при выполнении таких работ (оказании услуг) товара (или его отсутствие) и его конкретные показатели (в случае если при выполнении работ/оказании услуг такой товар используется), в том числе функциональные, количественные и качественные характеристики, указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров.
В форме 2 заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, подаваемой участником с порядковым номером заявки N 365061 (ООО "Пожсервискомплект") в разделе сведения о поставляемом (используемом) товаре столбце "Товарный знак (его словесное обозначение) (или его отсутствие), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара" под каждым наименованием товара указана страна происхождения - Российская Федерация.
В столбце "Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании (Приложение N 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме), в том числе его функциональные, количественные и качественные характеристики (потребительские свойства)" под каждым наименованием товара указан либо ГОСТ, либо функциональные, количественные, качественные характеристики товара (Позиция 2 "Дверь противопожарная" - ГОСТ Р 57327-2016; Материал: металл; Предел огнестойкости: 60 минут, количество - 26; Позиция 3 КП45. 1ств.дверь В ПРОЕМ + доборные элементы 1100х2300- Конструкция: остекленная; Тип: однопольная; Заполнение: ПВХ; в комплекте: дверной доводчик, замок, ручка, количество- 1).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд НГУ, утвержденным решением наблюдательного совета (протокол N 33 от 28.10.2019 года) (далее - Положение о закупке).
В разделе 6 Положения о закупке "Описание предмета закупки" содержится следующая информация:
При описании предмета закупки Заказчик указывает:
1) требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, работ, услуг, эксплуатационные характеристики (при необходимости), требования к безопасности товаров, работ, услуг, порядок приемки товаров, работ, услуг и иные требования, связанные с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям Заказчика;
2) требования стандартов, технических регламентов или иных нормативных документов, которым должны соответствовать товары, работ, услуги, а также требования к подтверждающим документам (сертификатам, заключениям, инструкциям, гарантийным талонам и т.п.), которые должны быть предоставлены в составе заявки, перед заключением договора либо при поставке продукции (при необходимости);
3) при закупке товаров - требования к их количеству, размерам, комплектации, упаковке, отгрузке товара, месту, сроку (графику) поставки;
4) при закупке работ, услуг - требования к их объему (или порядку его определения), составу и (или) содержанию, результатам, срокам и (или) последовательности их выполнения, а также при необходимости требования к материалам, используемым при выполнении работ, оказании услуг;
5) указание на то, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) (при необходимости).
Согласно пункту 5 Раздела 6 описание предмета закупки не должно быть избыточным или иным способом приводить к необоснованному ограничению конкуренции.
Анализируя данный раздел можно установить, что в Положениях о закупке нет указания на то, что при описании предмета закупки необходимо указывать товарный знак или его отсутствие. Поэтому Заявитель, ссылаясь на Положение о документации, в форме 2 заявки на участие в закупочной процедуре N 32009000913 не указывал товарный знак к товару. Неуказание на товарный знак подразумевало его отсутствие.
В письме ФАС России от 19.06.2019 года N МЕ/51304/19 "О недопустимости отклонения заявки из-за отсутствия товарного знака" ФАС России обращает внимание, что в соответствии с положениями статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
При этом в соответствии с положениями статей 1479, 1480, 1481 ГК РФ указанное обозначение является товарным знаком только в случае его государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и выдачи соответствующего свидетельства.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Таким образом, Закон о стандартизации и Закон о техническом регулировании не устанавливают порядок, а также обязанность регистрировать товарный знак на выпускаемую продукцию.
При этом, если заказчиком в документации о закупке установлено требование о соответствии показателей поставляемого товара требованиям, установленным ГОСТ, то товар, предлагаемый участником закупки, должен соответствовать требованиям ГОСТа.
Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что ГОСТ устанавливает требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.
Таким образом, наличие или отсутствие на товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку по данному основанию, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
НГУ в своих возражениях сообщил следующее.
Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными по следующим причинам.
1. В цитируемом Заявителем разделе 6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд НГУ (далее - Положение) указано: "При описании предмета закупки Заказчик указывает: <_> 4) при закупке работ, услуг - требования к их объему (или порядку его определения), составу и (или) содержанию, результатам, срокам и (или) последовательности их выполнения, а также при необходимости требования к материалам, используемым при выполнении работ, оказании услуг".
В пункте 3.2.2 Инструкции участникам закупки и в пункте 20 Приложения N1 к документации аукциона данное общее требование конкретизируется: "Первая часть заявки должна содержать: согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона <_> количественные и качественные характеристики выполняемых работ, оказываемых услуг, а также указание на товарный знак используемого при выполнении таких работ (оказании услуг) товара (или его отсутствие) и его конкретные показатели (в случае если при выполнении работ/оказании услуг такой товар используется), в том числе функциональные, количественные и качественные характеристики, указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров". Данное уточнение не противоречит Положению, а также требованиям законодательства. Таким образом, НГУ считает довод о том, что документация аукциона нарушает требования законодательства несостоятельным.
2. Письмо ФАС от 19.06.2019 года N МЕ/51304/19 разъясняет положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не может быть применено к данной закупке. Тем не менее, данное письмо запрещает отклонение заявок, в которых предложен товар, не имеющий товарного знака.
Документацией аукциона данное требование также не установлено: Заказчик просит указать наличие или отсутствие у товара товарного знака.
Таким образом, НГУ считает довод о том, что документация аукциона нарушает Письмо ФАС от 19.06.2019 года N МЕ/51304/19, несостоятельным.
3. В пункте 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Вся информация, касающаяся данной закупки, была размещена в ЕИС, ни одному участнику не было предоставлено больше или меньше информации чем другим, таким образом, НГУ считает довод о том, что был нарушен пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", несостоятельным.
4. В пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ говорится о том, что заказчики должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вся информация, касающаяся данной закупки, была размещена в ЕИС, ни одному участнику не было предоставлено больше или меньше информации чем другим.
При рассмотрении первых и вторых частей заявок закупочная комиссия НГУ эти принципы также не нарушала. Косвенно об этом также говорит то, что победитель аукциона раньше в закупках НГУ участия не принимал и находится в другом регионе. НГУ считает довод о том, что был нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ несостоятельным.
5. В части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ говорится о том, что заказчики должны руководствоваться Конституцией, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Как было показано в ответе на первый довод жалобы, закупка проведена в полном соответствии с данной статьей.
НГУ считает довод о том, что была нарушена часть 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ несостоятельным.
Исходя из вышеизложенного, НГУ просит признать жалобу ООО "Пожсервискомплект" необоснованной. На данный момент НГУ готовится заключить договор с победителем аукциона. В ходе торгов цена снизилась на 24%.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
18.03.2020 года НГУ опубликовано извещение N 32009000913 на сайте http://zakupki.gov.ru о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замене дверных блоков на противопожарные в общежитии N 3 ул. Пирогова, 4, общежитии N 4 ул. Пирогова, 8, общежитии N 5 ул. Пирогова, 14, общежитии N 6 ул. Пирогова, 16, общежитии N 7 ул. Пирогова, 18, общежитии N 9 ул. Пирогова, 18а, общежитии N 10 ул. Пирогова, 10, общежитии N 1а ул. Ляпунова, 4.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 раздела 6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд НГУ при описании предмета закупки Заказчик указывает при закупке работ, услуг - требования к их объему (или порядку его определения), составу и (или) содержанию, результатам, срокам последовательности их выполнения, а также при необходимости требования к материалам, используемым при выполнении работ, оказании услуг.
Пунктом 20 Приложения N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме определены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе, определено, что первая часть заявкина участие в открытом аукционе в электронной форме (далее - аукционе) должна содержать следующие документы и сведения: согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (или его отсутствие) поставляемого товара, его конкретные показатели, в том числе функциональные, количественные и качественные характеристики (потребительские поставляемого товара, количественные и качественные характеристики выполняемых работ, оказываемых услуг, а также указание на товарный знак используемого при выполнении таких работ (оказании услуг) товара (или его отсутствие) и его конкретные показатели (в случае если при выполнении работ/оказании услуг такой товар используется), в том числе функциональные, количественные характеристики, указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров.
Данные требования соответствуют действующему законодательству, распространяются в равной степени на всех участников аукциона и не приводят к ограничению конкуренции.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок АЭОЗ - 223/2020 от 26.03.2020 года к участию допущено две заявки, 12 заявок отклонено, в том числе, заявка N 365061 (ООО "Пожсервискомплект"), которая была отклонена в связи с непредставлением информации, предусмотренной документацией об открытом аукционе в электронной форме, а именно отсутствуют указание на товарный знак используемого при выполнении работ товара (или его отсутствие), количественные и качественные характеристики выполняемых работ (пункт 20 Приложение N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме).
Форма 2 заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме N 365061 (ООО "Пожсервискомплект") в таблице "Сведения о поставляемом (используемом) товаре" в столбце "Товарный знак (его словесное обозначение) (или его отсутствие), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара" содержит указание по каждому наименованию товара указана на страну происхождения (Российская Федерация), при этом указания на товарный знак либо его отсутствие нет.
Таким образом, заявка ООО "Пожсервискомплект" отклонена правомерно. Доводы заявителя не нашли подтверждения.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Пожсервискомплект" на действия заказчика торгов НГУ при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замене дверных блоков на противопожарные в общежитии N 3 ул. Пирогова, 4, общежитии N 4 ул. Пирогова, 8, общежитии N 5 ул. Пирогова, 14, общежитии N 6 ул. Пирогова, 16, общежитии N 7 ул. Пирогова, 18, общежитии N 9 ул. Пирогова, 18а, общежитии N 10 ул. Пирогова, 10, общежитии N 1а ул. Ляпунова, 4 (извещение N 32009000913 на сайте http://zakupki.gov.ru) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 апреля 2020 г. N 054/01/18.1-698/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.04.2020