по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 15 апреля 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<...> - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> - заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
<...> - главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
В присутствии сторон посредством сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО "Ростелеком":
представителей заказчика акционерного общества "Теплоэнергия" (далее - АО "Теплоэнергия") Соколовой С.Я. по доверенности N049 от 06.-4.2020, Иванова А.С. по доверенности N050 от 10.04.2020,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Сантех-Восток" (далее - ООО "Сантех-Восток") Цыденова Д.Г-Д. по доверенности N1 от 24.03.2020,
рассмотрев жалобу ООО "Сантех-Восток" на действия (бездействие) закупочной комиссии АО "Теплоэнергия" при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры (извещение N 32008946031), нарушающие Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Сантех-Восток" на действия (бездействие) закупочной комиссии АО "Теплоэнергия" при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры (извещение N 32008946031), нарушающие законодательство о закупках.
Согласно доводу заявителя, заказчик неправомерно отклонил заявку заявителя, поскольку предлагаемые ими краны соответствуют техническим и качественным характеристикам документации. Не указание в документации возможности поставки эквивалента нарушает часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились, поддержали представленные ранее письменные пояснения по жалобе. Просят признать жалобу необоснованной.
В связи с истребованием у сторон дополнительных доказательств, подтверждающих их позиции по делу, Комиссия в рамках части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" приняла решение продлить срок принятия решения до 10.04.2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
АО "Теплоэнергия" провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг" АО "Теплоэнергия", утвержденным Советом директоров В.Ю. Федоровым (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
03.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N32008946031 о проведении запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры. Начальная (максимальная) цена договора: 3 528 360,00 российский рубль.
13.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены Протокол N32008946031-01 вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе цен от 12.03.2020, Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе цен N 32008946031-02 от 13.03.2020.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с частями 3.1, 3.2 статьи 3 Закона о закупках, конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Материалами дела установлено, что рассматриваемая закупка осуществляется способом запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры (извещение N 32008946031).
Согласно пунктам 8.1.1, 8.1.2 Положения о закупках, пунктам 1.17, 1.18 Документации рассматриваемой закупки, запрос цен - неконкурентный способ закупки, не являющийся формой проведения торгов и проведение которого не регулируется статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации и требованиями ФЗ от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ определяющими условия и порядок проведения конкурентных закупок.
Запрос цен проводится в связи с конкретными потребностями Заказчика для эффективного проведения закупки Заказчику необходимо установить в документации не только требования к предмету договора, но и критерии оценки иных условий исполнения договора.
В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке, в числе прочего, должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8.1.5 Положения о закупках, пункту 1.21 Документации закупки, при описании предмета запроса цен Заказчик вправе включать указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам.
Материалами дела установлено, что описание предмета рассматриваемой закупки определено заказчиком на страницах 2-11 Документации о закупке, а также в Приложении N8-"Техническое задание", согласно которым требуется 13 позиций кранов шаровых торговой марки "LD", "LD Pride".
Следовательно, в рассматриваемом случае заказчик проводит неконкурентный способ закупки - запрос цен, на который не распространяются требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе в части запрета на включение в описание предмета закупки требования или указания определенного товарного знака.
В ходе рассмотрения дела представителем заказчика было пояснено, что закупка кранов шаровых торговой марки "LD", "LD Pride" обусловлена их высоким качеством, износоустойчивостью, что снижает риск возникновения аварийных ситуаций, следовательно, сохраняются трудовые и материальные ресурсы заказчика. Ранее выкупленные шаровые краны марки "11с67п" показали себя с отрицательной стороны, поэтому заказчиком по заявлениям начальников энергорайонов "Автодорожный", "Октябрьский", "Сайсарский" г.Якутска было принято решение провести закупку шаровых кранов определенной торговой марки, а именно кранов шаровых фирмы "Маршал", что подтверждается представленными в качестве материалов дела служебными записками.
В свою очередь, представитель заявителя полагает, что технические характеристики кранов шаровых "Маршал 11с67п" полностью соответствуют техническим характеристикам, указанным в Техническим задании документации о закупке, кроме названия товарного знака.
Согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г., указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.
Заказчиком в материалы дела представлены документы, подтверждающие что закупка эквивалентного товара может привести к дополнительным затратам.
Так, при использовании на объектах заказчика АО "Теплоэнергия" запорной арматуры "Маршал 11с67п" периодически происходили аварийные ситуации, что подтверждается записями из журналов регистрации остановок (сбоев) в подаче тепловой энергии и горячего водоснабжения:
Кроме того, в материалы дела заказчиком АО "Теплоэнергия" представлены:
- служебные записки начальников энергорайонов "Автодорожный", "Октябрьский", "Сайсарский" от 09.04.2020 о количестве запорной арматуры "Маршал 11с67п", замененных в связи с отсутствием герметичности, заклиниванием, проворачиванием, всего 28 штук на 19 адресах;
- справка начальника отдела капитального ремонта и эксплуатации АО "Теплоэнергия" с пояснением технических характеристик кранов шаровых марки "LD", обуславливающих необходимость их приобретения.
Согласно пункту 3.4.2 документации о закупке, заявка на участие в запросе цен должна включать, в числе прочего, предложение участника запроса цен о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предложение о цене договора, цене единицы товара, работы, услуги и иные предложения по условиям исполнения Договора.
Качественные и функциональные характеристики указываются заявителем по форме "Техническое предложение на поставку товаров" (приложение к документации N5):
Техническое предложение на поставку
_____________________
(наименование предмета договора)
Наименование и ИНН Участника закупки: _________________________________
[Здесь Участник закупки в соответствии с Техническими требованиями, а также с учетом требований настоящей Документации о закупке приводит свое техническое предложение].
N |
Наименование |
Характеристика |
ГОСТ |
Ед. изм. |
Кол-во |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе цен N32008946031-02 от 13.02.2020 г., закупочная комиссия приняла решение отклонить заявку заявителя ООО "Сантех-Восток", обосновав следующим: " ч.1 пп. 3.6.3 п. 3.6 Документации - участник закупки не отвечает требованиям документации и Положения заказчика, а именно заявка участника не соответствует требованиям технического задания - в позициях 3-13 технического предложения указаны краны шаровые марок, отличных от требуемых - 11с67п".
Комиссией установлено, что техническое предложение заявителя ООО "Сантех-Восток", представленное в соответствии с Формой "Техническое предложение", не соответствует требованиям Технического задания заказчика по следующим характеристикам:
N |
По техническому заданию заказчика (позиции с 3 по 9 ТЗ) |
Предложение ООО "Сантех-Восток" |
1 |
Класс герметичности ГОСТ 54808-2011 |
|
2 |
Узел ограничения хода КШ должен быть выполнен за одно целое со шпинделем и не должно являться отдельным элементом конструкции |
Нет информации |
3 |
Горловина: Ст.20 |
Нет информации |
4 |
Шток: коррозийно-стойкий сталь (20х13) |
Нет информации |
5 |
Подшипник скольжения: фторопласт Ф-4К20 |
Нет информации |
6 |
Уплотнение шара: фторопласт Ф-4К20 с дублирующим уплотнением из фторосилоксанового эластомера |
Уплотнение кольца Ф4Г3К6 |
7 |
ТУ 3742-001-45630744-2003 г. |
ТУ УО4671406-003-1999 г. |
N |
По техническому заданию заказчика (позиции с 10-13 ТЗ) |
Предложение ООО "Сантех-Восток" |
1 |
Кран должен поставляться в комплекте с механич редуктором с горизонтальным валом управления |
Нет информации |
2 |
На каждом механизме управления крана должно быть нанесено направления движения запорного органа "О-3" (открыто-закрыто) нестираемым способом |
Нет информации |
3 |
Горловина: Ст.20 |
Нет информации |
4 |
Шток: коррозийно-стойкий сталь (20х13) |
Нет информации |
5 |
Подшипник скольжения: фторопласт Ф-4К20 |
Нет информации |
6 |
Уплотнение шара: фторопласт Ф-4К20 с дублирующим уплотнением из фторосилоксанового эластомера |
Уплотнение кольца Ф4Г3К6 |
7 |
ТУ 3742-001-45630744-2003 г. |
ТУ УО4671406-003-1999 г. |
Согласно пункту 1.7.4 Положения о закупках, протокол, составляемый комиссией по закупкам в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дату подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дату и время регистрации каждой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количество заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым она не соответствует;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении им значений по каждому из предусмотренных критериев оценки (если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся в случае ее признания таковой;
6) иные сведения, предусмотренные настоящим Положением.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Якутского УФАС России установила, что заявитель предоставил в техническом предложении товар, не соответствующий как по наименованию товарного знака, так и по определенным техническим характеристикам. Доказательств отсутствия возможности поставить товар, отвечающий техническому заданию заказчика, заявителем не представлено. Требование заказчика о поставке товара определенного товарного знака обусловлено определенными причинами, подтвержденными материалами дела и не противоречат законодательству.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что закупочная комиссия АО "Теплоэнергия" правомерно отклонила заявку ООО "Сантех-Восток", поскольку данная заявка не соответствует требованиям Технического задания документации о закупке.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Сантех-Восток" на действия (бездействие) закупочной комиссии АО "Теплоэнергия" при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры (извещение N 32008946031) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 апреля 2020 г. N 014/07/3-697/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.04.2020