Резолютивная часть решения оглашена 30 апреля 2020 года г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объёме 07 мая 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления <_>, члены Комиссии - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы <_>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы <_> с участием:
от заказчика (организатора торгов) - АО "Ярославльводоканал" - <_> (по доверенности), <_> (по доверенности),
ООО "ТИС" (далее - также Заявитель) представителей не направило, о времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом, о невозможности участия в работе Комиссии посредством использования систем видеоконференцсвязи не сообщало,
рассмотрев жалобу ООО "ТИС" на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) - АО "Ярославльводоканал", при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку решеток-дробилок (номер извещения 32009039527) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "ТИС" (вх. N 4614 от 22.04.2020) на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) - АО "Ярославльводоканал" при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку решеток-дробилок (номер извещения 32009039527).
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление комиссией организатора торгов (Заказчика) - АО "Ярославльводоканал" закупки с нарушениями требований Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках отдельными видами юридических лиц", а именно: ограничение круга потенциальных участников закупки, выраженное в неправомерном указании в техническом задании на требуемую характеристику товара с запатентованной геометрией ETOS.
На заседании Комиссии представитель Заказчика (Организатора торгов) пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, представил письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов. С доводами жалобы не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование осуществляется в том числе, в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке.
Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Ярославльводоканал" (далее - Положение о закупке) утверждено советом директоров АО "Ярославльводоканал" (протокол N 8 от 14.12.2018), и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО "Ярославльводоканал", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
27.03.2020 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. (далее - официальный сайт, единая информационная система) размещены извещение и документация о закупке на проведение запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку решеток-дробилок (номер извещения 32009039527).
Доводы жалобы признаны Комиссией необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупок при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Описание предмета закупки приведено в приложении N 1 "Техническое задание" к документации о закупке. К поставке требуется товар: решетки-дробилки (канальных измельчителей, для установки в каналах на КНС 22, КНС 4), оснащенные ножами из хромомолибденового сплава, толщина ножа не менее 16 мм с запатентованной геометрией ETOS.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что запатентованная геометрия ETOS применяется официальным поставщиком производителя устройств NOV Mono (Великобритания) в Российской Федерации - ООО "РДЭ" (ИНН 7709966020).
Согласно письму ООО "РЭД" от 24.04.2020 г. N 384 указанные ножи могут поставляться, в том числе и для комплектации сторонних производителей дробилок.
Кроме того, в адрес Заказчика от потенциальных поставщиков поступили письма, согласно которым при производстве канальных измельчителей ООО "Грундфос" (ИНН 5042054367) использует приобретаемые у сторонних поставщиков режущие части с геометрией распределенной тяги зубьев (ETOS) (исх. от 29.04.2020 б/н).
Аналогичное письмо направило также ООО НПФ "Экотон" (ИНН 3123385275) (исх. от 29.04.2020 N Э-531).
Кроме того, документация о закупке не содержит требования к поставляемому товару в виде конкретного производителя.
В данном случае требования, установленные Заказчиком в документации о закупке, относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в документацию на основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Также, на момент проведения данной закупки на рынке существует, как минимум, три производителя: ООО "РДЭ" (ИНН 7709966020), ООО "Грундфос" (ИНН 5042054367), ООО НПФ "Экотон" (ИНН 3123385275), которые могут поставить данный товар, что не приводит к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого оборудования надлежащим образом.
Кроме того, сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Следовательно, требование об оснащении решеток-дробилок (канальных измельчителей) ножами с запатентованной геометрией ETOS не влечет за собой необоснованного ограничения количества участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в документации о конкурентной закупке надлежащим образом установлен предмет закупки.
Обжалуемые действия АО "Ярославльводоканал" также не подлежат проверке на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку правовая оценка данных действий дана Комиссией при рассмотрении жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТИС" на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) - АО "Ярославльводоканал" при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку решеток-дробилок (номер извещения 320089039527) необоснованной.
Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 24.04.2020 N 4253/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 апреля 2020 г. N 076/07/3-348/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2020