Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства должностное лицо <_..>,
УСТАНОВИЛ:
Основанием для возбуждения дела N016/01/11-679/2020 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обнаружение Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В адрес Татарстанского УФАС России поступила копия распоряжения НО "СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" (420054, республика Татарстан, город Казань, Складская улица, 7, ИНН 1659065820, ОГРН 1061600051842) о повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба, согласно которому в связи с повышением цен на сырье, в том числе на муку, энергоносители (газ, электроэнергия, тепло) и транспортные расходы рекомендовано повысить цены на 10 процентов с 10 марта 2020 года.
Предварительные результаты анализа поступающей информации от хлебопекарных предприятий Республики Татарстан указывают, что средняя доля сырья в структуре стоимости хлебобулочных изделий составляет около 30 %.
При этом, анализ данных о доле стоимости сырья в стоимости хлебобулочных изделий свидетельствует о том, что повышение стоимости на отдельные составляющие части сырья (мука, дрожжи, масло) должно пропорционально влиять на конечную стоимость продукции.
Учитывая изложенное, в случае заявления о повышении стоимости продукции на 10 %, принимая во внимание среднюю долю сырья в структуре стоимости хлебобулочных изделий, прямые затраты на сырье должны были быть повышены более чем на 30 %.
Вместе с тем, имеющиеся в распоряжении Татарстанского УФАС России сведения, предоставленные мукомольными предприятиями, о реализации муки за период с 01.12.2019 по 01.04.2020 не свидетельствуют о столь значительном повышении стоимости на муку.
Согласно информации в сети Интернет (http://tps.tatarstan.ru/rus/raipo.htm) в состав НО "СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" (далее также - НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ") входят 28 организаций потребительской кооперации Республики Татарстан.
Предварительные результаты анализа указывают на относительно одномоментное повышение рядом членов НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗА" цен на хлеб.
Вместе с тем, как следует из поступающей информации, потребительские общества самостоятельно осуществляют закупку муки (поставщики и цена не идентичны), определяют структуру затрат и, соответственно, должны самостоятельно определять конечную цену продукта в зависимости от повышения производственных затрат.
В силу Федерального закона от 03.12.2012 N227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" хлебные продукты включены в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации
Федеральным законом от 24.10.1997 N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предусмотрено, что набор продуктов питания, включенный в потребительскую корзину, необходим для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Принимая во внимание, что стоимость на хлебобулочные изделия прямо влияют на уровень доступности данной категории товаров для населения и учитывая сложившуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку, необоснованное повышение стоимости может привести к негативным последствиям для неограниченного круга потребителей.
НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ" является союзом организаций потребительской кооперации Республики Татарстан в смысле Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. N3085-1, созданным потребительскими обществами Республики Татарстан, для координации деятельности потребительских обществ и их районных союзов, в которые входят данные потребительские общества, для обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает правомочиями осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано;
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Однако действия НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ" в части координации экономической деятельности членов Союза нарушают принцип самостоятельности осуществления предпринимательской деятельности и ведения хозяйственной деятельности потребительских обществ.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлен принцип запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В развитие данного принципа в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков принят Федеральный закон от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135- ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектом исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектом существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектом постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках "вертикальных" соглашений.
Таким образом, в действиях НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ" имеются признаки нарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, что привело к необоснованному завышению цен на хлебобулочные изделия.
На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 24.04.2020 N01/99-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ" части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, что привело к необоснованному завышению цен на хлебобулочные изделия,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело N016/01/11-679/2020 к рассмотрению на 19 мая 2020 года в 11 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.
Привлечь к участию в деле в качестве ответчика НО "СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" (420054, республика Татарстан, город Казань, Складская улица, 7, ИНН 1659065820, ОГРН 1061600051842).
В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции НО "СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" в срок до 15 мая 2020 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:
письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;
копию учредительного договора и устава НО "СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН";
реестр членов НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ" с указанием наименования, ИНН, адреса, контактных данных (телефон, электронная почта);
реестр членов НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ", которые осуществляют деятельность по производству хлебобулочных изделий;
письменные пояснения в части определения полномочий НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ" по ценообразованию на продукты питания и ценовой политики союза с приложением подтверждающих документов (копии решений общего собрания представителей потребительских обществ союза, совета союза и правления союза);
копии документов и экономических расчетов, послуживших основанием для издания НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ" распоряжения N21 от 06 марта 2020 г. "О повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба";
информацию о том, кому было направлено распоряжение, указанное в п. 3.6 настоящего запроса, также необходимо представить документы и/или материалы подтверждающие отправку указанного распоряжения (почтовые реестры, скан-копии с электронной почты).
входящею и исходящею корреспонденцию с членами НО "ТАТПОТРЕБСОЮЗ" по вопросу ценообразования на социальные хлеба за период с 2019 по 2020 годы;
иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.
При формировании ответа на определение о назначении дела N016/01/11-679/2020 просим отвечать согласно перечню запрашиваемой информации.
В случае если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.
Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 мая 2020 г. N 016/01/11-679/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.05.2020