Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ФГБОУ ДПО МИПК СПО - <_> (доверенность N5 от 23.04.2020 г.), в отсутствие заявителя ООО "Контракт" о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ООО "Контракт" (вх. N5251/ж от 16.04.2020 г.) на действия заказчика ФГБОУ ДПО МИПК СПО при проведении закупки N0311100007320000004 на предмет: "Поставка компьютерной техники"
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311100007320000004 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 10.04.2020 г.
Заказчик - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 492 601,68 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, частично согласны, были представлены письменные и устные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неверных сроков окончания предоставления разъяснений участникам.
- Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Аукционной документацией (пункт 17 информационной карты) установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме - 17.04.2020 года 09-00 (московское время).
Между тем, пунктом 33 информационной карты установлено, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме может быть направлен на адрес электронной площадки любым участником аукциона в электронной форме, получившими аккредитацию на электронной площадке, в любое время после размещения извещения о проведении аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме в единой информационной системе, но не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, а именно: не позднее 14.04.2020 года (за 3 дня до установленной даты окончания срока подачи заявок).
Таким образом, Заказчиком были соблюдены требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при установлении даты окончания подачи запроса разъяснений.
Довод признан необоснованным.
Относительно доводов заявителя об установлении заказчиком неверных сроков подачи заявок, рассмотрения первых частей заявок.
В силу части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В соответствии с аукционной документацией, извещением дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе установлена на 09:00 17.04.2020 г.
Вместе с тем, извещение размещено Заказчиком на официальном сайте 10.04.2020 в 09:06.
Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 17.04.2020 23:59.
Таким образом, действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в аукционе, нарушена часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
- Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В соответствии с аукционной документацией, извещением дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе установлена на 09:00 17.04.2020 г.
При этом, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие установлена на 21.04.2020 года, (на второй рабочий день) что является нарушением требований части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя.
Заказчиком нарушены требования части 2 статьи 63, части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Относительно довода заявителя об указании конкретной операционной системы в техническом задании.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В Техническом задании Заказчиком по позициям 4, 5, 6 была указана конкретная операционная система -MicrosoftWindows 10Pro*.
Согласно пояснениям заказчика версия Pro требуется ввиду необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого программного обеспечения с прикладными системами, используемыми Заказчиком в учреждении.
В техническом задании Заказчиком было установлено обоснование использования конкретного товарного знака.
Комиссия по результатам анализа закупочной документации приходит к выводу о соблюдении заказчиком требований описания объекта закупки в соответствии с положениями о контрактной системе.
Довод признан необоснованным.
Относительно довода заявителя об отсутствии указания ИКЗ в проекте контракта.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
В ходе анализа аукционной документации установлено, что в соответствии с требованиями части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и в информационной карте аукционной документации заказчиком был указан ИКЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Законодательством о контрактной системе прямо не регламентировано требование об указании ИКЗ в проекте контракта.
Учитывая, что Заказчиком были соблюдены требования законодательства о контрактной системе при указании ИКЗ в извещении и информационной карте аукционной документации, довод заявителя признан необоснованным.
Относительно довода заявителя об установлении несоответствующих штрафов в проекте контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (редакция N2 от 02.08.2019 г., начало действия - 14.08.2019 г.) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Согласно пункту 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011.
Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пункте 8.4 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе взыскать с заказчика штраф в размере 5000 рублей.
В пункте 8.8 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) выплачивает заказчику штраф в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 174 630,08 руб.
В пункте 8.9 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, поставщик (подрядчик, исполнитель) выплачивает заказчику штраф в размере 5000 рублей.
Учитывая, что результаты проведения аукциона еще отсутствуют, ввиду чего неизвестно окончательное ценовое предложение, по которому будет заключаться контракт, неправомерно устанавливать в проекте контракта фиксированные суммы начисляемых штрафов, ввиду того, что Правилами предусмотрен определённый порядок их начисления, который зависит в том числе от цены контракта, определяемого только по результатам проведения закупки.
Кроме того, в соответствии с извещением о проведении закупки, а также аукционной документацией заказчиком установлены преимущества в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, при установлении ответственности сторон в рассматриваемой закупке заказчик должен был руководствоваться Пунктом 4 Правил.
Таким образом, заказчиком установлен неверный размер ответственности за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Заказчиком нарушены требования части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 3, 5, 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Довод признан обоснованным.
Относительно довода заявителя об установлении несоответствующего требования к сроку действия банковской гарантии.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В пункте 6.4 проекта контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта предоставляется на весь срок действия контракта. В случае предоставления Поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчиком нарушены требования, установленные частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
7.Относительно довода заявителя об отсутствии установления требования обеспечения гарантийных обязательств в аукционной документации.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В извещении о проведении аукциона Заказчиком было установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств.
В пункте 7.1 проекта контракта также было установлено обеспечение гарантийных обязательств.
В пункте 32 информационной карты аукционной документации установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств в соответствии с аукционной документацией.
Учитывая, что проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации, и в проекте контракта, извещении заказчиком были указаны требования относительно обеспечения гарантийных обязательств, Комиссия приходит к выводу о соблюдении заказчиком требований законодательства о контрактной системе.
Довод признан необоснованным.
Учитывая выявленные нарушения, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ООО "Контракт" (вх. N5251/ж от 16.04.2020 г.) на действия заказчика ФГБОУ ДПО МИПК СПО при проведении закупки N0311100007320000004 на предмет: "Поставка компьютерной техники" по доводам 2, 5, 6 обоснованной.
Признать жалобу заявителя ООО "Контракт" (вх. N5251/ж от 16.04.2020 г.) на действия заказчика ФГБОУ ДПО МИПК СПО при проведении закупки N0311100007320000004 на предмет: "Поставка компьютерной техники" по доводам 1, 3, 4, 7 необоснованной.
Признать заказчика ФГБОУ ДПО МИПК СПО нарушившим требования части 8 статьи 34, части 2 статьи 63, части 2 статьи 67, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 3, 5, 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Выдать заказчику ФГБОУ ДПО МИПК СПО предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27 апреля 2020 г. N 016/06/34-681/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.04.2020