Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Малышева О.С. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Толстова А.А. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Фарманова И.М. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заявителя: Краснова С.Ю. (решение от 26.04.2016 N 2);
Заказчика: Шумовской А.Н. (доверенность от 22.04.2020 Nб/н), Захарова А.В. (доверенность от 22.04.2020 Nб/н);
Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 14.04.2020 N 55-Д);
УСТАНОВИЛА:
15 апреля 2020 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "ЭЛЕКТРОСТИЛЬ ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области "Северодвинская городская детская клиническая больница" (далее - Заказчик), Контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по диагностике распределительных устройств, коммутационных аппаратов, кабельных линий и систем заземления в зданиях и помещениях (извещение N 0124200000620001306).
Содержание жалобы:
Заявитель обжалует действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 21.04.2020 N 1404.
Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 21.04.2020 N 314-05.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.
01.04.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000620001306 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по диагностике распределительных устройств, коммутационных аппаратов, кабельных линий и систем заземления в зданиях и помещениях (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта - 469 612,67 рублей.
Оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ".
По мнению Заявителя, установленный Заказчиком в документации об аукционе вид работ - измерение тока утечки в цепях питания и защитных оболочках трансформаторов систем IT, не соответсвует прописанному виду работ в ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК60364-7-710:2002) - измерение токов утечки в цепях питания конечных потребителей и защитных оболочках трансформаторов медицинских систем IT на холостом ходу, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки в соответствии с нормами ФЗ "О контрактной системе", а также, что указанный вид работ ведет к ограничению конкуренции.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" определены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации об аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ "О контрактной системе" именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару. При этом ФЗ "О контрактной системе" не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Объектом закупки является оказание услуг по диагностике распределительных устройств, коммутационных аппаратов, кабельных линий и систем заземления в зданиях и помещениях.
В таблице 1 раздела II "Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта" Заказчиком предусмотрен перечень работ, в том числе:
N п/п |
Наименование работ |
Единица измерения |
Количество |
|
Раздел 1. Здание главного корпуса детской больницы (ул. Ломоносова, 49) | ||||
6 |
Измерение тока утечки в цепях питания и защитных оболочках трансформаторов систем IT |
измерение |
1 |
|
Раздел 4. Здание детской поликлиники (ул. Ломоносова, 49) | ||||
7 |
Измерение тока утечки в цепях питания и защитных оболочках трансформаторов систем IT |
измерение |
1 |
|
В письменных пояснениях от 21.04.2020 N 1404 Заказчиком указано следующее.
На основании пункта 39.1 Приказа Минтруда России от 24.07.2013 N328н "Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" испытательные электроустановки (электролаборатории) должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственный энергетический надзор -Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор). Ростехнадзор осуществляет регистрацию электролабораторий в соответствии с информацией о видах и объемах проводимых испытаний и измерений.
Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N212 "Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию электроустановок" установлен порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, разработанный на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов Ростехнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти.
На основании вышеуказанного, Заказчиком установлено требование о наличии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе", или копии этих документов: свидетельство о регистрации электролаборатории с перечнем разрешенных видов испытаний и (или) измерений - в соответствии с разделом II "Сведения о услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта", в том числе:
- Измерение тока утечки в цепях питания и защитных оболочках трансформаторов систем IT.
Проанализировав материалы дела, Комиссией Архангельского УФАС России выявлено следующее.
Согласно подпунту "g" пункта 710.62 "Периодичность проведения испытаний электроустановок, находящихся в эксплуатации" ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК 60364-7-710:2002) "Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений" (далее - ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК 60364-7-710:2002)) измерение тока утечки в цепях питания и защитных оболочках трансформаторов систем IT относятся к периодическим испытаниям.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 710.61 "Приемосдаточные испытания" измерение токов утечки в цепях питания конечных потребителей и защитных оболочках трансформаторов медицинских систем IT на холостом ходу относятся к приемосдаточным испытаниям.
Согласно словарю-справочнику терминов нормативно-технической документации "Академик" приемосдаточными называются контрольные испытания соответствия продукции требованиям, установленным в нормативном документе на продукцию или договоре на поставку для данной категории испытаний, с целью определения возможности приемки продукции. Периодические испытания характеризуются измерением показателей назначения с целью определения функционального состояния аппаратуры в конкретный момент времени.
В связи с тем, что объектом закупки является оказание услуг по диагностике уже имеющихся в эксплуатации распределительных устройств, коммутационных аппаратов, кабельных линий, Комиссией Архангельского УФАС России определено, что Заказчиком в документации об аукционе правомерно установлен вид работ - измерение тока утечки в цепях питания и защитных оболочках трансформаторов систем IT .
Вместе с этим, в заседании комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа сообщил, что на участие в закупке было подано три заявки, все участвовали в электронном аукционе.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭЛЕКТРОСТИЛЬ ПЛЮС" необоснованной.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии И.М. Фарманова
О.С. Малышева
А.А. Толстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 апреля 2020 г. N 194оз-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.04.2020