Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, руководитель управления <_>, рассмотрев заявление жителя города Бийска о распространении недостоверной рекламы ПАО "Ростелеком", а также материалы, представленные отделом контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
УСТАНОВИЛ:
19 февраля 2020 года в Алтайское краевое УФАС России на рассмотрение поступило обращение жителя города Бийска о распространении по почтовым ящикам в многоквартирных жилых домах города рекламных листовок с недостоверной рекламой оператора связи ПАО "Ростелеком", переданное по подведомственности ФАС России (вх. N 201989).
Заявитель указал, что обнаружил у себя в почтовом ящике рекламный буклет компании Ростелеком с указанием тарифов, в котором цены гораздо ниже действующих на данный момент для заявителя как абонента компании и более привлекательные условия. Позвонив по номеру телефона, указанному в буклете, заявитель выяснил, что рекламируемые условия действуют только для новых абонентов, а цены являются акционными. В рекламе данных условий не содержится. Заявитель считает, что подобная реклама нарушает Федеральный закон "О рекламе".
Антимонопольным органов в результате рассмотрения материалов заявления установлено следующее.
По почтовым ящикам многоквартирного жилого дома в городе Бийске посредством рекламных листовок распространялась реклама "Горячие цены Интернет 200 Мбит/сек 300 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+158 ТВ - каналов 500 руб./мес. Интернет 100 Мбит/сек.+180 ТВ - каналов Мобильная связь 500 минут с безлимитным интернетом 710 руб./мес_ Ростелеком Ваш личный консультант 8-962-797-0201".
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Распространенная с использованием рассматриваемых листовок информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемым услугам, в частности услугам интернета, ТВ, мобильной связи, формирует и поддерживает интерес к указанным объектам рекламирования и способствует продвижению их на рынке.
Как следует из заявления, заявитель является действующим абонентом ПАО "Ростелеком". Ознакомившись с ценами на тарифы и условиями ПАО "Ростелеком", указанными в рекламном буклете, найденном им в почтовом ящике, заявитель позвонил консультанту, номер телефона которого указан в рекламе, с целью приобрести рекламируемые услуги, однако, этого сделать не смог по причине того, что он уже является абонентом ПАО "Ростелеком", а указанные в рекламе цены и условия действуют лишь для новых абонентов.
Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования и предъявляет общие требования к рекламе: "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что рекламируемые цены на тарифы действительны лишь для новых абонентов.
В рекламных листовках в качестве контактных данных указан номер телефона личного консультанта 8-962-792-0201, который, согласно выписке из реестра российской системы и плана нумерации, принадлежит номерной емкости ПАО "Вымпел-Коммуникации", Алтайский край.
По информации, предоставленной ПАО "ВымпелКом", абонентский номер 8-962-792-0201 обслуживается Обществом по договору об оказании услуг связи Билайн от 21.09.2016 г., заключенным с гр.В<_> Е.А.
По информации, предоставленной ПАО "Ростелеком", реклама о тарифах которого доведена до сведения потребителей, буклет с рассматриваемой рекламой ПАО "Ростелеком" не утверждало, не заказывало и решение о распространении данной рекламы не принимало. ПАО "Ростелеком" не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем указанной информации, в связи с чем Общество не располагает договорами, заявками, платежными поручениями на изготовление и распространение данных буклетов.
Между ПАО "Ростелеком" и гр. В <_> Е.А. заключен агентский договор от 09.10.2019 г., в соответствии с условиями которого агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия, указанные в договоре, от имени и за счет принципала. В частности, согласно пункту 3.3.3.1-3.3.3.4 агентского договора, агент обязуется осуществлять поиск потенциальных абонентов, принимать заявки на услуги и оборудование принципала от потенциальных и действующих абонентов, консультировать потенциальных абонентов и иное. Полномочиями по распространение рекламных листовок ПАО "Ростелеком" В<_> Е.А. не наделяло.
Согласно статье 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рассматриваемая реклама изготовлена и распространена силами гр.В<_> Е.А.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Возбудить производство по делу N 022/05/5-169/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2.Признать лицом, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламодатель и рекламораспространитель В<_> Е.А., Алтайский край, г.Бийск, <_>,
- заинтересованное лицо - ПАО "Ростелеком" Макрорегиональный филиал "Сибирь" в лице Алтайского филиала, Алтайский край, г.Барнаул, Димитрова ул., 52,
- заявитель.
3.Назначить дело N 022/05/5-169/2019 к рассмотрению на 02 апреля 2020 г. в 11-00 час. по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 81 (1 этаж).
При участии представителя при рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), доверенность. В случае неявки представителей сторон в указанное время, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами.
4. В<_> Е.А. в срок до 31 марта 2020 года представить в адрес управления следующие сведения и материалы, с приложением подтверждающих документов:
договоры, заявки, платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и печать рассматриваемых рекламных листовок,
сведения о количестве изготовленных рекламных листовок;
сведения о количестве распространенных рекламных листовок;
сведения об адресах распространения рассматриваемых рекламных листовок;
иные документы и материалы, а также отзыв на определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.
5. ПАО "Ростелеком" в срок до 31 марта 2020 года представить в адрес управления следующие документы и материалы:
утвержденные условия проводимой ПАО "Ростелеком" акции "Горячие цены";
утвержденные условия рекламируемых тарифных планов;
иные документы и материалы, имеющие отношение к рассматриваемому заявлению.
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.
6. Заявителю в срок до 31 марта 2020 года представить в адрес управления следующие документы и материалы:
доказательства того, что Вы являетесь абонентом ПАО "Ростелеком";
сведения о дате, времени и месте распространения рекламного буклета о тарифах ПАО "Ростелеком".
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.
Примечание: непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, а равно представление их в неполном объеме или искаженном виде, влечет административную ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 6 марта 2020 г. N 022/05/5-169/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.03.2020