В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из Минэкономразвия России поступило обращение ИП Бессонова М.С., в соответствии с которым заявитель обжалует конкурсную документацию.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов обращения, в соответствии с которыми Заказчик с доводами обращения не согласен и считает, что конкурсная документация соответствует требованиям аукционной документации.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" проводился конкурс с ограниченным участием в электронной форме: "Поставка сухофруктов, кондитерских изделий и дрожжей" (извещение N 0318100028520000016).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 573 118,06 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
Ч. 4 ст. 56.1 предусмотрено, что при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Заявитель считает, что Заказчик неправомерно объединил в одном лоте указанные продукты питания.
Заказчиком на рассмотрение Комиссии представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми при формировании лота заказчик исходит из того, что все включенные в объект закупки товары имеют единое назначение - обеспечение питанием детей, находящихся на круглосуточном пребывании в общеобразовательном учреждении заказчика и имеют функциональную связь между собой, а именно, применяются в целях обеспечения сбалансированным комплексным питанием детей.
Заказчик при разработке конкурсной документации включил в один лот товары с кодом ОКПД2 10 - Продукты пищевые, отвечающие основным критериям для определения технологической и функциональной взаимосвязи, являющиеся единой сферой применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика, методы работы, обусловленные достижением одной цели, максимального результата и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки.
Закупаемые товары входят в цикличное меню питания для детей. Поставка таких товаров должна осуществляться одновременно по одной заявке для обеспечения технологии производства.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком получены 3 коммерческих предложения от потенциальных поставщиков, что свидетельствует о соблюдении условий конкуренции и возможности как минимум трем потенциальным участникам подать заявки и исполнить условия договора.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Разделе 10 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме и величины их значимостей" конкурсной документации Заказчиком установлено:
п/н критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия,% |
1. |
Цена контракта |
70 |
2. |
Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30 |
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливается следующий показатель:
п/н показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
коэффициент значимости показателя (КЗ), целые |
1. |
Деловая репутация участника конкурса |
1,00 |
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается индекс деловой репутации участника закупки.
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по показателю, баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному показателю значимость.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", определяется по формуле:
НЦБi2 = НЦБi2.1, где:
НЦБi2.1 - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Деловая репутация участника конкурса", умноженное на коэффициент значимости показателя.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов.
.4.1. В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия оценки "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается индекс деловой репутации участника закупки.
В соответствии с конкурсной документацией установлено предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "Деловая репутация участника конкурса" является наибольшее значение этого показателя. Количество баллов, присуждаемых по показателю "Деловая репутация участника конкурса" НЦБi (1), определяется:
а) в случае, если Kmax < Kпред , - по формуле: НЦБi (1)= КЗ * 100 *Ki / Kmax
б) в случае, если Kmax \x{2265} Kпред , - по формуле: НЦБi (1)= КЗ * 100 *Ki / Kпред при этом НЦБmax = КЗ * 100, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - значение индекса деловой репутации участника конкурса, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное значение итогового индекса деловой репутации из значений, содержащихся в предложениях участников закупки;
Kпред - предельно необходимое заказчику значение индекса деловой репутации составляет 100;
НЦБmax - количество баллов, присуждаемых участникам, значение индекса деловой репутации которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Участнику закупки, сделавшему предложение, соответствующее значению Kпред, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" для подтверждения индекса деловой репутации, участнику закупки в составе заявки необходимо предоставить в свободной форме информацию о количестве набираемых им баллов по каждому фактору и субфактору (при его наличии) отдельно в соответствии с факторной моделью, установленной в настоящем пункте конкурсной документации, (участник может воспользоваться рекомендуемой формой "Индекс деловой репутации") и документы в соответствии с требованиями настоящего пункта конкурсной документации, подтверждающие указанное участником закупки количество баллов.
Рекомендуемая форма "Индекс деловой репутации":
Обозначение фактора/субфактора |
Наименование фактора/субфактора |
Количество баллов без учета коэффициента значимости фактора/субфактора |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости фактора/субфактора |
|
|
Х1 |
История |
|
|
|
|
Х1.1 |
Количество лет на рынке |
|
|
|
|
Х2 |
Средства |
|
|
|
|
Х2.1 |
Обеспеченность материально-техническими ресурсами |
|
|
|
|
Х3 |
Кадры |
|
|
|
|
Х3.1 |
Органы управления |
|
|
|
|
Х3.2 |
Среднее звено |
|
|
|
|
Х4 |
Имидж |
|
|
|
|
Х4.1 |
Государственные/муниципальные контракты |
|
|
|
|
Общее количество баллов по факторам (индекс деловой репутации) |
|
||||
|
|
|
|
|
|
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в используемой факторной модели, индекс деловой репутации участника конкурса определяется конкурсной комиссией по выражению (формула итогового расчета индекс деловой репутации участника конкурса): Ki = Х1*D1*Х5+Х2*D2*Х5+(Х3.1*Х5+Х3.2*Х5)*D3+(Х4.1*Х5)*D4, где D1_Dn - коэффициенты значимости факторов, сумма которых составляет в числовом выражении 1, X1...Xn - факторы, характеризующие участника конкурса.
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" при вычислении индекса деловой репутации участника конкурса для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", учитываются следующие факторы:
1) фактор "История", характеризующий продолжительность присутствия (нахождения) участника закупки на рынке по своему профилю экономической деятельности (Х1);
2) фактор "Средства", зависящий от обеспеченности участника закупки материальными ресурсами, необходимыми для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (Х2);
3) фактор "Кадры", характеризующий наличие у участника закупки квалифицированных специалистов (Х3);
4) фактор "Имидж", характеризующий восприятие участника закупки клиентами и обществом в целом (Х4);
5) фактор "Достоверность", обеспечивающий оценку достоверности сведений, представленных участником закупки (Х5).
Заявитель указывает, что установленные Заказчиком критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием противоречат Закону о контрактной системе.
Вышеуказанная формула оценки заявок на участие в торгах в данном случае не может быть применена, так как в расчете применяется значение индекса деловой репутации участника конкурса, которое вычисляется как сумма значений факторов и субфакторов показателя критерия, и предельно необходимое Заказчику значение индекса деловой репутации.
Также установленная Заказчиком обязанность проведения расчета участником закупки количества набираемых балов самостоятельно и указание данного расчета в заявке противоречит положениям Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 1085, так как оценка заявок должна осуществляться конкурсной комиссией на основании представленных участниками закупки информации и документов в составе заявки на участие в конкурсе.
Кроме того, для подтверждения количества лет на рынке участников закупки в рамках фактора "Имидж" Заказчик требует предоставление копий государственных и муниципальных контрактов на поставку продуктов питания исключительно в учреждения отдыха и оздоровления детей, что ограничивает количество участников закупки.
Для получения баллов по субфактору Х3.1 "Органы управления" фактора "Кадры" необходимо наличие в штате генерального директора и главного бухгалтера, что свидетельствует о начислении балов по данному субфактору только юридическим лицам.
Таким образом, совокупность установленных Заказчиком критериев не соответствуют положениям Постановления N 1085, а также не соответствуют предмету закупки.
Таким образом, конкурсная документация не соответствует ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, спорные критерии оценки не являются основанием для отказа в допуске заявки участника.
Заказчиком на рассмотрение Комиссии представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми требование о наличии опыта поставки в учреждения отдыха и оздоровления детей обусловлено наличием дополнительных требований к организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах.
Требования, установленные к персоналу поставщика относятся к квалификационным и служат для выявления лучших условия исполнения контракта. Наличие у участника закупки одного лица, осуществляющего функции бухгалтера, водителя, грузчика и т.д. не является лучшим условием исполнения контракта.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 15, ч. 15.1 ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" нарушения ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 апреля 2020 г. N 023/06/99-1901/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.04.2020