по результатам рассмотрения жалобы ООО "Оптимаснаб" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
13.04.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": <...> (доверенность от 27.12.2018 N 969-ДП),
ООО "Оптимаснаб",
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Оптимаснаб" от 06.04.2020 N 158 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 976/ОАЭ-ДЖВ/20 на право заключения договора на комплексную поставку элементов посадочных мест для пассажиров в залы ожидания Дирекции железнодорожных вокзалов (извещение N 32008939767), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Оптимаснаб" (далее - Заявитель) от 06.04.2020 N 158 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 976/ОАЭ-ДЖВ/20 на право заключения договора на комплексную поставку элементов посадочных мест для пассажиров в залы ожидания Дирекции железнодорожных вокзалов (извещение N 32008939767) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.02.2020;
начальная (максимальная) цена договора -199 515 132,82 рубля;
дата окончания подачи заявок - 16.03.2020;
на участие в Аукционе подано - 6 заявок;
дата рассмотрения заявок - 25.03.2020;
к участию в Аукционе допущено - 4 заявки;
дата проведения Аукциона - 26.03.2020;
дата подведения итогов - 26.03.2020;
по итогам проведения Аукциона победителем признан Заявитель с предложенной ценой договора 162 937 058,95 рублей, без НДС.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора по результатам проведения Аукциона.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 33 пункта 6 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.17.8 Документации установлено, что участник аукциона, с которым заключается договор, в случаях, установленных аукционной документацией, обязан заключить договор на условиях аукционной документации и своей аукционной заявки.
Пунктом 3.15.3 Документации установлено, что если в установленные сроки не предоставлено обеспечение исполнения договора, победитель или участник, сделавший предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственным участником, допущенным к участию в аукционе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), такой победитель или участник признаются уклонившимися от заключения договора.
Также, пунктом 3.17.3 Документации установлено, что участник аукциона, с которым заключается договор, должен предоставить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в аукционной документации), иные документы, если документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны договор не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика. Участник аукциона, с которым заключается договор, должен при заключении договора по требованию заказчика представить документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего договор. В случае непредставления подписанного договора, перечисленных документов в установленный срок, участник признается уклонившимся от заключения договора, если иное не предусмотрено аукционной документацией
Согласно протоколу подведения итогов от 26.03.2020 N 976/ОАЭ-ДЖВ/20/2 победителем Аукциона признан Заявитель с предложенной ценой договора 162 937 058,95 рублей, без НДС.
Вместе с тем, согласно протоколу от 02.04.2020 N 976/ОАЭ-ДЖВ/20/3 о признании победителя Аукциона уклонившимся от заключения договора "победитель открытого аукциона в электронной форме N 976/ОАЭ-ДЖВ/20 на право заключения договора на комплексную поставку элементов посадочных мест для пассажиров в залы ожидания Дирекции железнодорожных вокзалов ООО "Оптимаснаб" признан уклонившимся от заключения договора на основании пунктов 3.15.3, 3.16.1 аукционной документации в связи с непредставлением подписанного договора, обеспечения исполнения договора, сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов во исполнение требований пунктов 3.16.1, 3.17.3 аукционной документации".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что 27.03.2020 Заказчиком в адрес Заявителя направлен на подписание проект договора с регламентированным сроком подписания договора со стороны победителя закупки в соответствии с требованиями пункта 3.17.3 Документации- не позднее 01 апреля 2020 года. При этом по состоянию на 01 апреля 2020 года, в нарушение требований аукционной документации, Заявителем не совершены действия, установленные пунктом 3.17.3 Документации, в частности, в установленные сроки Заявителем не подписан договор и не представлено обеспечение исполнения договора, в связи с чем Заказчиком принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Оптимаснаб" (ИНН: 7415095073; ОГРН: 1167456103902) от 06.04.2020 N 158 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 976/ОАЭ-ДЖВ/20 на право заключения договора на комплексную поставку элементов посадочных мест для пассажиров в залы ожидания Дирекции железнодорожных вокзалов (извещение N 32008939767) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 апреля 2020 г. N 223-ФЗ-265/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.04.2020