Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Заместителя председателя комиссии: "__.."
Членов Комиссии: "___"
в присутствии:
"__." - представителя заказчика Управление ветеринарии Брянской области, действующего на основании доверенности N1 от 02.04.2020 года,
"___." - представителя заказчика Управление ветеринарии Брянской области, действующего на основании доверенности N2 от 02.04.2020 года,
"__" - представителя Управления государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности N 5 от 10.02.2020 года,
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя ООО "Научно-технический центр "РАДЭК",
рассмотрев поступившую жалобу ООО "Научно-технический центр "РАДЭК" на действия заказчика Управление ветеринарии Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лабораторного оборудования за N 0127200000220001438 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила следующее:
24.03.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку лабораторного оборудования за N 0127200000220001438, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 495 099,99 рублей.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за N 0127200000220001438 на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ООО "Научно-технический центр "РАДЭК" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, сформировавших документацию об электронном аукционе за N 0127200000220001438 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, по мнению заявителя:
во-первых, заказчиком в Приложении N2 к документации об электронном аукционе "Техническое задание" неправомерно установлено требование о подтверждении технических и метрологических характеристик оборудования только копией описания типа при поставке товара;
во-вторых, наименование объекта закупки "лабораторное оборудование" не соответствует ОКПД2 26.51.41.13 "Приборы, установки, системы спектрометрические.
До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика Управление ветеринарии Брянской области (вх. 17-1570 от 06.04.2020 года).
Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика, Управления государственных закупок Брянской области, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
Заказчиком Управление ветеринарии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, а также п.3 ст. 33 Закона о контрактной системе в соответствии с которыми не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. поскольку Заказчиком в Приложении N2 к документации об электронном аукционе "Техническое задание" неправомерно установлено требование о подтверждении технических и метрологических характеристик оборудования только копией описания типа при поставке товара.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным Законом от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в том числе при осуществлении деятельности в области здравоохранения; осуществлении ветеринарной деятельности; осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды; выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Лабораторное оборудование, являющееся объектом закупки, в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" является средством измерения, следовательно, требование, установленное в Приложении N2 к документации об электронном аукционе "Техническое задание" правомерно установлено требование о наличии на момент поставки оборудования Свидетельства об утверждении типа средства измерения, а также описание типа средства измерения.
Однако, Заказчиком неправомерно установлено требование о подтверждении технических и метрологических характеристик оборудования только копией описания типа при поставке товара.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, технические и метрологические характеристики оборудования могут подтверждаться не только копией описания типа, но и аттестованными методиками (методами) измерений.
Комиссией Брянского УФАС России установлено, что согласно ст. 11 Закона N 102-ФЗ, в том числе, утверждение типа средств измерений, а также аттестованные методики (методы) измерений являются самостоятельными формами государственного регулирования в области обеспечения единства измерений.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 102-ФЗ тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. Порядок утвержденного типа регламентируется Приказом Минпромторга России от 25.06.2013 N 970 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений", Приказом Минпромторга России от 30.11.2009 N 1081 "Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения", Приказом Минпромторга России от 03.02.2015 N 164 "Об утверждении формы свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений".
Утверждение типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. Описание типа является приложением к Свидетельству об утверждении типа, в котором содержится информация о метрологических и технических характеристиках средства измерения.
При этом, согласно ч.1 ст.5 Закона N 102-ФЗ измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Кроме того, согласно п.11) ст.2 Закона N102 ФЗ методика (метод) измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности. Согласно п.1) ст.2 Закона N102 ФЗ аттестация методик (методов) измерений - исследование и подтверждение соответствия методик (методов) измерений установленным метрологическим требованиям к измерениям.
На основании вышеизложенного Комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что технические и метрологические характеристики оборудования могут подтверждаться не только копией описания типа, но и аттестованными методиками (методами) измерений.
Данный факт также подтверждается ответом Росстандарта (исх. N4969-ИК/03 от 20.03.2020 года) о легитимности методик измерений, в соответствии с которым для применения любых методик измерений, аттестованных в соответствии с приказом Минпромторга России от 15 декабря 2015 г. N 4091 "Об утверждении порядка аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения" или до даты введения в действие данного приказа, по ГОСТ 8.563-2009 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений" указание возможности применения таких методик измерений в описании средства измерений утвержденного типа не требуется. Любые аттестованные методики измерений являются равнозначно легитимными, если они обеспечивают требуемые показатели точности.
Кроме того, заявителем ООО "Научно-технический центр "РАДЭК" (исх. N 213 от 06 апреля 2020 г.) представлены информация и подтверждающие документы, в соответствии с которыми по позиции N3 "Технического задания" ООО "Научно-технический центр "РАДЭК" может предложить к поставке спектрометр-радиометр гамма-, бета- и альфа-излучений МКГБ-01 "РАДЭК". На данный прибор в адрес Брянского УФАС направлено: свидетельство об утверждении типа RU.C.38.001.A N51466 и приложение к свидетельству N51466.
В приложении к свидетельству N51466, лист N 10-11, "Сведения о методиках (методах) измерений", указаны методики утвержденные на момент введения в реестр средства измерения (СИ) спектрометра-радиометра гамма-, бета- и альфа-излучений МКГБ-01 "РАДЭК".
В дальнейшем, для решения других метрологических задач, ООО "Научно-технический центр "РАДЭК" были разработаны и аттестованы другие методики, которые в соответствии со Законом 102-ФЗ разрешается применять с прибором введенным в реестр средств измерений РФ (данный факт также подтверждается письменным ответом из Росстандарта (исх. 4969-ИК/03 от 20.03.2020 г.).
Для подтверждения соответствия технического задания по позиции N3 "Технического задания": "Установка спектрометрическая", ООО "Научно-технический центр "РАДЭК" были бы приложены дополнительно разработанные и аттестованные методики измерений (МИ):
- Методика измерений активности (удельной активности) радионуклидов, в пробах объектов окружающей среды и продукции предприятий на спектрометрах-радиометрах с применением программного обеспечения "ASW2";
- Методика измерений мощности амбиентного эквивалента дозы на гамма - спектрометрах с применением программного обеспечения "ASW2".
В п.1 "Назначение" вышеперечисленных методик указано их применение с оборудованием производимым ООО НТЦ "РАДЭК" (Спектрометры - радиометры гамма- , бета - излучения МКГБ-01 "РАДЭК", спектрометр гамма-излучения МКСП-01 "РАДЭК").
Таким образом, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что некоторые метрологические характеристики оборудования поставщики могут подтвердить дополнительно разработанными и аттестованными методиками.
Кроме того, заказчиком Управление ветеринарии Брянской области не представлено доказательств того, что технические и метрологические характеристики оборудования подтверждаются только копией описания типа при поставке товара и не могут подтверждаться дополнительно разработанными и аттестованными методиками.
Следовательно, на основании вышеизложенного, заказчиком Управление ветеринарии Брянской области в документации об электронном аукционе неправомерно установлено требование о подтверждении технических и метрологических характеристик оборудования только копией описания типа при поставке товара.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя ООО "Научно-технический центр "РАДЭК" относительно несоответствия наименования объекта закупки "лабораторное оборудование" коду ОКПД2 26.51.41.13 "Приборы, установки, системы спектрометрические не нашел своего подтверждения в рамках рассмотрения жалобы, поскольку:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом, действующим законодательством не предусмотрено требование о соответствии наименования закупки коду ОКПД2.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу ООО "Научно-технический центр "РАДЭК" на действия заказчика Управление ветеринарии Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Лабораторное оборудование" за N 0127200000220001438 частично обоснованной в части установления заказчиком требования о подтверждении технических и метрологических характеристик оборудования копией описания типа при поставке товара.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Управление ветеринарии Брянской области нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику Управление ветеринарии Брянской области, Управление государственных закупок Брянской области, оператору ООО "РТС-тендер" предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии "___.."
Члены комиссии "___."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 10 апреля 2020 г. N 032/06/33-489/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.04.2020