Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, руководитель управления <...>, рассмотрев обращение жителя города Барнаула, а также материалы, представленные отделом контроля недобросовестной конкуренции и рекламы, о распространении в подъездах многоквартирного жилого дома рекламных материалов в непредназначенных местах,
УСТАНОВИЛ:
06 декабря 2019 года в Алтайское краевое УФАС России с заявлением о незаконном размещении в подъезде жилого дома N 29 по улице Северо-Западная в городе Барнауле листовок компании ПАО "Ростелеком" обратился житель города Барнаула (вх.N 1916344).
Заявитель указал, что материалы размещены в непредназначенных для этого местах (провода, щиты электросчетчиков) и в больших количествах, при этом, согласия жильцов дома на размещение данной рекламы получено не было; в случае нарушения законодательства заявитель просит привлечь распространителя к ответственности.
Заявителем представлены фотоснимки рекламных листовок.
Антимонопольный орган, изучив содержание представленных заявителем листовок, установил, что посредством их до сведения потребителей (жильцов дома) доведена следующая информация:
"Ростелеком Супер предложение от ПАО "Ростелеком" 400 рублей месяц Интернет 100Мбит/с + Яндекс,Диск 5Гб Подключение бесплатно Wi-Fi роутер - 10 рублей_ Уникальный тариф мобильной связи при подключении интернета и телевидения. Ваш менеджер: с 9-00 до 20-00 без выходных +7-923-713-63-85 Павел".
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Распространенная с использованием рассматриваемых листовок информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемым услугам, в частности услугам интернета, ТВ, мобильной связи, формирует и поддерживает интерес к указанным объектам рекламирования и способствует продвижению их на рынке.
Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования и предъявляет общие требования к рекламе: "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются".
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации
Согласно части 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В связи с изложенным, при размещении рекламы (рекламных листовок) на общем имуществе жилого дома необходимо получение согласия собственников помещений.
На размещение и распространение в подъездах жилого дома N 29 по улице Северо-Западная рассматриваемой рекламы, как указывает заявитель, собственники помещений согласия не давали. Данный факт также подтверждается управляющей компанией - ООО "ЖЭК "Петровское".
По информации, предоставленной ПАО "МегаФон", номер телефона +7-923-713-63-85, указанный в рекламе, выделен гр. А<...>, который исходя из содержания рассматриваемой рекламной листовки, является менеджером компании "Ростелеком".
Кроме того, согласно документам и материалам, предоставленным ПАО "Ростелеком", между Обществом и гр. А<...>. заключен агентский договор от 09.10.2019 г. N <...>, в соответствии с условиями которого агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия, указанные в договоре, от имени и за счет принципала. В частности, согласно пункту 3.3.3.2 договора, агент обязуется осуществлять поиск потенциальных абонентов, принимать заявки на услуги и оборудование принципала от потенциальных и действующих абонентов, консультировать потенциальных абонентов и иное. Полномочиями по распространение рекламных листовок ПАО "Ростелеком" А<...> не наделяло.
ПАО "Ростелеком" также сообщило, что рекламные листовки с указанным текстом Общество не утверждало, не заказывало и решение о распространении данной рекламы не принимало. ПАО "Ростелеком" не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем указанной рекламы.
На основании изложенного, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является гр. А<...>.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Возбудить производство по делу N 022/05/5-46/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2.Признать лицом, участвующим в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламораспространитель гр. А<...>, Алтайский край, г.Барнаул, <_>,
заявитель, Алтайский край, г.Барнаул.
3.Назначить дело N 022/05/5-46/2020 к рассмотрению на 19 февраля 2020 г. в 10 часов 00 минут по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 81 (1 этаж).
При участии представителя при рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), доверенность. В случае неявки представителей сторон в указанное время, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами.
4. А<...> в срок до 17 февраля 2020 года представить в адрес управления следующие сведения и материалы, с приложением подтверждающих документов:
договоры, заявки, платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и печать рассматриваемых рекламных листовок,
сведения о количестве изготовленных рекламных листовок;
сведения о количестве распространенных рекламных листовок;
сведения об адресах распространения рассматриваемых рекламных листовок;
согласие собственников помещений на распространение в подъездах жилого дома N 29 по улице Северо-Западная рассматриваемой рекламы,
иные документы и материалы, а также отзыв на определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.
Примечание: непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, а равно представление их в неполном объеме или искаженном виде, влечет административную ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 января 2020 г. N 022/05/5-46/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.01.2020