Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) <_>, рассмотрев протокол об административном правонарушении N 074/04/19.5-2087/2019 от 22.10.2019 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <_> в отношении общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульское предприятие канализации" (456440, г. Чебаркуль, ул. Дзержинского, д. 4, оф. 201, ИНН 7415094175, КПП 741501001) (далее - ООО "Чебаркульское предприятие канализации", Общество), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствие представителя ООО "Чебаркульское предприятие канализации" по доверенности <_>, которым разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, и иные процессуальные права и обязанности в соответствии с КоАП РФ (протокол N 074/04/19.5-2087/2019 об административном правонарушении, от 22.10.2019 исх. N 14127/07 от 22.10.2019, определение о продлении срока рассмотрения дела N 074/04/19.5-2087/2019 об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 074/04/19.5-2087/2019 исх. N 14128/07 от 22.10.2019), исследовав материалы дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
В соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Челябинским УФАС России 24 октября 2017 года оглашено решение по делу N 01-07/17 о нарушении Администрацией Чебаркульского городского округа, МУП "Теплоком", ООО "Чебаркульское предприятие канализации", ООО "Чебаркульское предприятие водоснабжения" пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Решение по указанному делу изготовлено в полном объеме 08 ноября 2017 года (размещено в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru в разделе "Решения").
В результате рассмотрения дела N 01-07/17 действия Администрации Чебаркульского городского округа, МУП "Теплоком", ООО "Чебаркульское предприятие канализации", ООО "Чебаркульское предприятие водоснабжения", выразившиеся в заключении соглашения, направленного на недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения, результатом которого явилось обеспечение выхода ООО "Чебаркульское предприятие водоснабжения" на рынок по очистке воды и водоснабжению на рынок водоснабжения и ООО "Чебаркульское предприятие канализации" на рынок по водоотведению на территории Чебаркульского городского округа, создание указанным хозяйствующим субъектам преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности с использованием объектов водоснабжения и водоотведения, полученных вне конкурентных процедур и ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемые товарные рынки, признаны нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной нормы.
На основании вынесенного антимонопольным органом решения Челябинским УФАС России выдано предписание ООО "Чебаркульское предприятие канализации" (исх. N 14532/07 от 08.11.2017).
Согласно предписанию ООО "Чебаркульское предприятие канализации" надлежит в срок до 25.12.2017 прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной статьи, путем прекращения использования объектов водоотведения, являющихся предметом договора аренды N 1 от 17.05.2016, при оказании услуг по водоотведению.
В адрес Челябинского УФАС России 05.12.2017 поступило ходатайство ООО "Чебаркульское предприятие канализации" о продлении срока исполнения указанного предписания в связи с недопущением введения чрезвычайной ситуации до 25.06.2018.
Определением об установлении новых сроков исполнения предписания N 01-07/17 в связи с привлечением ответчика к административной ответственности за неисполнение в срок предписания N 01-07/17 от 25.12.2018 на основании части 7 статьи 51 Закона о защите конкуренции установлен новый срок исполнения предписания от 24.10.2017 по делу N 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. N 14532/07 от 08.11.2017) до 17.01.2019.
Определением от 30.01.2019 исх. N 973/07 Челябинским УФАС России отказано ООО "Чебаркульское предприятие канализации" в удовлетворении ходатайства о продлении сроков исполнения предписания. Обществу надлежало в срок до 01.03.2019 представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 предписания по делу N 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, свидетельствующие о неиспользовании объектов водоотведения, являющихся предметом договора аренды N 1 от 17.05.2016, при оказании услуг по водоотведению, соответствующий приказ общества о недопустимости использования указанных объектов при оказании услуг по водоотведению, сведения о расторжении договоров с потребителями услуг).
В адрес Челябинского УФАС России 27.02.2019 поступило ходатайство ООО "Чебаркульское предприятие канализации" о продлении срока исполнения указанного предписания ввиду невозможности осуществления деятельности МУП "Канализационное хозяйство" по оказанию услуг водоотведения на территории Чебаркульского городского округа.
Определением от 11.03.2019 Челябинским УФАС России отказано ООО "Чебаркульское предприятие канализации" в удовлетворении ходатайства о продлении сроков исполнения предписания.
Доказательств, подтверждающих исполнение ООО "Чебаркульское предприятие канализации" в установленный срок предписания по делу N 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства, в адрес Челябинского УФАС России не поступало.
Тем самым, в установленный предписанием срок ООО "Чебаркульское предприятие канлизации" не представлено в антимонопольный орган доказательств исполнения предписания.
Таким образом, предписание Челябинского УФАС России ООО "Чебаркульское предприятие канализации" в установленный срок не исполнено.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
Частью 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
Так, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ООО "Чебаркульское предприятие канализации" <_>, отводов не заявляла, заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, в материалы дела представлены следующие письменные пояснения.
На момент составления протокола об административном правонарушении ООО "Чебаркульское предприятие канализации", прекратило использование объектов водоотведения.
22.11.2018 ООО "Чебаркульское предприятие канализации" уведомило Губернатора Челябинской области, Администрацию Чебаркульского городского округа, ЕДДС города Чебаркуль, Роспотребнадзор о прекращении с 23.11.2018 использования объектов водоотведения в Чебаркульском городском округе.
23.11.2018 Прокуратурой Чебаркульского городского округа обществу выдано предостережение о недопустимости прекращения объектов водоотведения, а также 30.11.2018 выдано письмо о необходимости оказания коммунальных услуг до передачи объектов водоснабжения МУП "Канализационное хозяйство".
Однако указанные доводы не могут быть приняты во внимание должностным лицом антимонопольного органа, поскольку определением от 25.12.2018 ООО "Чебаркульское предприятие канализации" установлены новые сроки исполнения предписания от 24.10.2017 по делу N 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. N 14532/07 от 08.11.2017), а именно исполнить пункт 1 предписания по делу N 01-07/17 в срок до 17.01.2019, исполнить пункт 2 предписания по делу N 01-07/17 в срок до 25.01.2019.
Кроме того, указанные обществом обстоятельства, возникли после окончания срока, установленного определением от 25.12.2018 (исх. N 14532/07 от 08.11.2017) для выполнения предписания по делу N 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства.
Указание ООО "Чебаркульское предприятие канализации" на обстоятельства, связанные с возложением на общество обязанностей оказания услуг по водоотведению на территории Чебаркульского городского округа, в том числе на проведение заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чебаркульского городского округа от 22.12.2017, 30.05.2018, предостережения Прокуратуры Чебаркульского городского округа от 28.11.2018 о недопустимости действий, влекущих незаконное отключение объектов от услуги водоотведения и о привлечении к уголовной ответственности в связи с невыполнением выданного предостережения, отказа Администрации в заключении с обществом концессионного соглашения, ввиду отсутствия права муниципальной собственности на объекты водоотведения, не может быть принято во внимание, поскольку после расторжения договора аренды N 1 от 17.05.2016, отмены статуса гарантирующей организации в сфере водоотведения у общества отсутствуют правовые основания для использования обществом объектов водоотведения, а также возникли до установления антимонопольным органом определением от 25.12.2018 новых сроков исполнения предписания по делу N 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства.
Тот факт, что ООО "Чебаркульское предприятие канализации" прекратило использование объектов водоотведения с 01.07.2019 не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, поскольку у общества после расторжения договора аренды N 1 от 17.05.2016 и отмены статуса гарантирующей организации в сфере водоотведения не имелось правовых оснований для использования объектов водоотведения на территории Чебаркульского городского округа.
Кроме того, довод ООО "Чебаркульское предприятие канализации" о возможном прекращении производства по делу, ввиду действия общества в состоянии крайней необходимости, не может быть принят во внимание должностным лицом антимонопольного органа, в связи со следующим.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14.32 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае действия лица в состоянии крайней необходимости.
В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Договор аренды сетей N 1 от 17.05.2016, заключенный между ООО "Чебаркульское предприятие канализации" и МУП "Теплоком" расторгнут 17.04.2017 в добровольном порядке. Постановлением Администрации от 12.12.2017 N 888 отменен статус гарантирующей организации ООО "Чебаркульское предприятие канализации" осуществляющего водоотведения.
Обстоятельства, при которых ООО "Чебаркульское предприятие канализации" совершено административное правонарушение, и его действия не отвечают условиям, при наличии которых в соответствии со статьей 2.7 КоАП возникает состояние крайней необходимости.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в статье 19.5 КоАП РФ, является установленный порядок управления, в частности, в сфере государственного контроля и надзора.
Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает сроки выполнения законного предписания территориального подразделения федерального антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отличии от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ООО "Чебаркульское предприятие канализации" не обеспечило исполнение в установленный срок предписания Челябинского УФАС России по делу N 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства.
У ООО "Чебаркульское предприятие канализации" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о принятии ООО "Чебаркульское предприятие канализации" всех зависящих от него мер для исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в материалах дела отсутствуют и обществом не представлены.
ООО "Чебаркульское предприятие канализации" не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанностей. Следовательно, ООО "Чебаркульское предприятие канализации" не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего соблюдения требований по исполнению предписания.
ООО "Чебаркульское предприятие канализации" должно было осознавать, что его действия не соответствуют законодательству, т.е. противоправный характер своих действий, могло предвидеть наступление вредных последствий.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Изучив материалы настоящего дела об административном правонарушении, учитывая отнесение объектов водоотведения к социально-значимым объектам, должностное лицо антимонопольного органа приходит к выводу о возможности применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении размера административного штрафа.
Должностное лицо, изучив материалы административного дела, рассмотрев представленные документы, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу об административном правонарушении.
Таким образом, в действиях ООО "Чебаркульское предприятие канализации", выразившихся в неисполнении в установленный определением от 25.12.2018 срок предписания Челябинского УФАС России по делу N 01-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является город Чебаркуль Челябинской области, временем совершения административного правонарушения - 18.01.2019.
Факт совершения административного правонарушения ООО "Чебаркульское предприятие канализации" подтверждается протоколом по делу N 074/04/19.5-2087/2019 об административном правонарушении от 22.10.2019, а также другими материалами дела.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, у должностного лица Челябинского УФАС России отсутствуют основания для признания, совершенного ООО "Чебаркульское предприятие канализации", правонарушения малозначительным.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Чебаркульское предприятие канализации" (456440, г. Чебаркуль, ул. Дзержинского, д. 4, оф. 201, ИНН 7415094175, КПП 741501001), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Чебаркульское предприятие канализации" (456440, г. Чебаркуль, ул. Дзержинского, д. 4, оф. 201, ИНН 7415094175, КПП 741501001) к административной ответственности по части 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета. КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75758000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России), банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН 16100500000000320996.
При оплате штрафа в платежном документе обязательно указывать УИН - 16100500000000320996.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ООО "Чебаркульское предприятие канализации" предлагается направить в Челябинское УФАС России (телефон/факс: (351) 263-18-39) надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 ноября 2019 г. N 074/04/19.5-2087/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.11.2019