Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N6083/ж от 30.04.2020 г.) на действия заказчика при проведении закупки N0311200027220000017 на предмет: Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры, устройству искусственного освещения, техническому перевооружению систем отопления и теплоснабжения в населенных пунктах Республики Татарстан, в присутствии:
- представителя заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
- представителя заказчика - не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311200027220000017 от 26.04.2020 г. было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
Заказчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФОНД ГАЗИФИКАЦИИ, ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН".
Наименование предмета закупки: Выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры, устройству искусственного освещения, техническому перевооружению систем отопления и теплоснабжения в населенных пунктах Республики Татарстан.
Начальная (максимальная) цена контракта: 100 301 689,68 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, аукционная документация размещена с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные материалы, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами или эквивалент либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.
Объединение в один лот различных работ, относящихся к разным сферам, обладающих индивидуальными, различными потребительскими и функциональными свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в оказании услуг.
В соответствии с технической документацией и описанием объекта закупки, размещенной заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, в объект закупки входят следующие объекты и работы:
N п/п |
Наименование объектов |
1 |
Строительство объектов инженерной инфраструктуры промышленного парка "Уруссу" в Ютазинском МР РТ |
2 |
Строительство сетей искусственного освещения проезжей части дорог улиц Космовского, Ефремова и Школьной в г. Буинск Буинского муниципального района РТ |
3 |
Техническое перевооружение сиситемы отопления здания "Физкультурно-оздоровительного комплекса "Черемшан" по адресу: ул.Техническая, дом.26, с.Черемшаны, Черемшанского муниципального района |
4 |
Техническое перевооружение систем теплоснабжения котельной здания библиотеки по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район. Г. Агрыз, ул. Саетова д.11 |
5 |
Техническое перевооружение систем теплоснабжения котельной для МБОУ СОШ N3 по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, г. Агрыз, ул. Октябрьская д.25 |
6 |
Техническое перевооружение систем теплоснабжения котельной здания ледового дворца по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, г. Агрыз, ул. К.Маркса д. 103Б |
7 |
Техническое перевооружение систем теплоснабжения котельной здания поликлиники по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, г. Агрыз ул.К.Маркса, 11а |
8 |
Техническое перевооружение систем теплоснабжения в котельной здания гимназии N1 по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, г. Агрыз, ул. Нариманова, д.27. |
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчик необоснованно укрупнил лот, путем объединения функционально не связанных и не схожих между собой работ (техническое перевооружение систем теплоснабжения, строительство сетей искусственного освещения проезжей части дорог, строительство объектов инженерной инфраструктуры), что могло привести к ограничению конкуренции.
Анализ аукционной документации, результатов аукциона позволяет сделать вывод о том, что в целях осуществления организации работ (услуг) одному участнику закупки необходимо будет задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы, с учетом того, что такой возможностью обладают не все потенциальные участники закупки.
Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый вид вышепоименованных услуг (работ, включенных в описание объекта закупки, привлекает к торгам специфический круг хозяйствующих субъектов. Объединение в один лот различных услуг (работ) на объектах, перечисленных в аукционной документации, различных и обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе товаров, работ (услуг), и ограничивает конкуренцию.
В частности для выполнения видов работ, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки должен обладать специалистами в различных отраслях, а также быть членам СРО, ввиду того, что аукционной документацией предусмотрен выполнение строительных работ, в то время как для выполнения технического перевооружения систем теплоснабжения членство в СРО не обязательно.
Перечисленные в аукционной документации работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.
В подтверждение вышеизложенного, можно привести следующее обстоятельство: на участие в электронном аукционе поступила заявка только от одного участника (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОИТЕЛЬ"), несмотря на то, что рынки выполнения работ по строительству сетей искусственного освещения, техническому перевооружение систем теплоснабжения, а также строительству объектов инженерной инфраструктуры являются конкурентными.
Также Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что Заказчиком в извещении и в документации установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99: о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в документации об аукционе.
Таким образом, учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет 100 301 689,68 рублей, 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта - 40 120 675,88 рублей. В случае если бы заказчик не укрупнил лот, данная сумма была бы значительно ниже, что могло привести к увеличению количества участников.
Кроме того, позиция Управления о недопустимости объединения в один лот технологически не связанных между собой объектов подтверждена решением Арбитражного суда Красноярского края а33-15781/2017.
На основании изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно объединил в один лот функционально не связанные и не схожие между собой виды работ, что привело к ограничению конкуренции и нарушению требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результат определения победителя, Комиссия Татарстанского УФАС России решила выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Пару групп" (вх. N6083/ж от 30.04.2020 г.) на действия заказчика при проведении закупки N0311200027220000017 на предмет: Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры, устройству искусственного освещения, техническому перевооружению систем отопления и теплоснабжения в населенных пунктах Республики Татарстан, обоснованной;
2. Признать заказчика ГКУ "ФОНД ГАЗИФИКАЦИИ, ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на часть 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать Предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 мая 2020 г. N 016/06/64-775/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.05.2020