Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод" - <_> (доверенность от 10.04.2020 г. N37), в отсутствии представителей заявителя ООО "ГРИЦ", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ООО "ГРИЦ" (вх. N6179/ж от 06.05.2020 г.) на действия заказчика ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод" при проведении закупки N32009075784 на предмет: "Поставка оборудования технологической линии синтеза синтетических смол и бисерных мельниц",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства N32009075784 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru - 13.04.2020 года.
Начальная (максимальная) цена договора - 11 639 720,00 рублей.
Заказчик - ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод".
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком принято неправомерное решение о незаключении договора по результатам аукциона с победителем закупки.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального казенного предприятия "Казанский государственный казенный пороховой завод" (далее - Положение), утвержденным 27 декабря 2019 года.
Пунктом 3.5.9 положения заказчика установлено, что если по результатам рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников закупки, подавших заявки, или о допуске к участию в аукционе только одного участника, аукцион признается несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 8.1.2 Положения закупка у единственного поставщика осуществляется Заказчиком если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, она соответствует требованиям документации и конкурентная процедура, проведенная в рамках Федерального закона N 223-ФЗ признана несостоявшейся.
В соответствии с протоколом N32009075784-2 подведения итогов аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 23 апреля 2020 г. в связи с тем, что при рассмотрении заявок допущен только один участник закупки, подавший заявку на участие в аукционе, аукцион признан несостоявшимся.
По окончании срока подачи заявок оператором электронной площадки направлены вторые части заявок на участие в таком аукционе:
Код участника |
Дата и время регистрации заявки |
Наименование участника |
2 |
вх.N 127831 от 20.04.2020 22:18:49 (+03:00) |
ООО "ГЛАВНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР" ИНН 3906345698 Место нахождение: 236022, ОБЛ КАЛИНИНГРАДСКАЯ39, Г КАЛИНИНГРАД, УЛ УРАЛЬСКАЯ, ДОМ 18, ОФИС 502; Почтовый адрес: 236022, г. Калининград, ул. Уральская, д.18, оф.502 |
Заявка участника ООО "ГРИЦ" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Заказчиком принято решение договор с единственным поставщиком не заключать.
Согласно пояснениям заказчика, в связи с тем, что заявка участника с вх. N 127831 была единственной допущенной, аукцион признан несостоявшимся, у участника закупки отсутствовала возможность подачи низкой цены по сравнению с другими участниками. Данная позиция прописана в п. 3.5.9 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального казенного предприятия "Казанский государственный казенный пороховой завод". Кроме того, данная позиция также прописана в п. 26.1 Документации, где прописано следующее: Заключение договора с участником закупки, признанным единственным участником электронного аукциона и заявка которого соответствует требованиям документации, осуществляется в соответствии с пунктом 8.1.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг. Заказчик оставляет за собой право заключения договора, исходя из экономической целесообразности закупки.
Комиссия приняла решение, о не заключении договора с единственным допущенным участником ООО "ГРИЦ" в том числе, в виду того, что заказчик осуществляет данную закупку в целях диверсификации деятельности предприятия в целях развития выпуска продукции гражданского назначения, ведет хозяйственную деятельность с целью получения прибыли за счет собственных средств: Завышение расходов, по результатам несостоявшихся закупок делает продукцию ФКП "КГКПЗ" менее конкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынке РФ, а также необоснованному занижению прибыли, исчисляемой для налогообложения. В связи с этим, Заказчиком принято решение о возможности проведения в отношении закупки на поставку оборудования технологической линии синтеза смол и бисерных мельниц повторной конкурентной процедуры и не целесообразности заключения договора с единственным поставщиком.
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Комиссия приходит к выводу, что положения аукционной документации однозначно определяют проведенную процедуру в качестве торгов в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Закупочная документация размещена в открытом доступе для неопределенного круга лиц и содержит сведения о начальной цене договора, способе обеспечения обязательств, способе определения победителя (включая порядок оценки заявок и порядок заключения договора), особенностях исполнения обязательств по контракту, требования к участникам, то есть содержит информацию, предусмотренную частями 2, 3 статьи 448 ГК РФ.
Оценивая положения Закупочной документации, Комиссия Татарстанского УФАС России признает, что она содержит все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 448 ГК РФ.
Таким образом, проведенная заказчиком процедура полностью удовлетворяет положениям о закупке как о форме торгов, предусмотренной гражданским законодательством.
В этой связи процедура закупки подлежит завершению по правилам части 1 статьи 447 ГК РФ. В системе действующего правового регулирования при проведении конкурентного отбора контрагента является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого - исключительно обязанностей. Принципу стабильности и определенности положение общества в правоотношениях с заказчиком не отвечает. Так, например, в случае уклонения общества от заключения договора с заказчиком участник может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. В то же время заказчик оставляет за собой право отказаться от заключения договора с победителем без принятия на себя какой-либо ответственности.
Ввиду указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что проведенная заказчиком процедура аукциона соответствует правовой природе торгов, и, как следствие, заключение договора по ее итогам является обязательным.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.
В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.
Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо.
Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем.
Учитывая положения действующего законодательства, у заказчика отсутствовали основания для отказа от заключения договора с обществом.
На основании приведенных норм законодательства следует вывод об обязательности заключения договора по итогам проведенной закупки.
Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
Отказ от заключения договора с победителем фактически является для заказчика отменой закупки после даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством, что является нарушением требований части 5, 7 статьи 3.2 Закона о закупках.
При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального казенного предприятия "Казанский государственный казенный пороховой завод", утвержденным 27 декабря 2019 года.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией установлено, что раздел 1. 11 Положения "Порядок заключения и исполнения договора" также не предусматривает право заказчика отказаться от заключения договора по результатам закупки.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что отказ от заключения договора с победителем закупки ООО "ГРИЦ" является неправомерным.
Доводы заявителя признаны обоснованными.
Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 3, частей 5, 7, 15 статьи 3.2 Закона о закупках, раздела 1.11 Положения.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заказчиком проведена аналогичная процедура закупки с реестровым номером 32009105405 на предмет: "Поставка оборудования технологической линии синтеза синтетических смол и бисерных мельниц".
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 14.05.2020 г. заявитель ООО "ГРИЦ" также являлся участником закупки N32009105405. Комиссия заказчика приняла решение заключить договор с участником ООО "Химическая компания Лик", предложившим наименьшую цену.
Учитывая вышеизложенное, а также, что у заявителя имелась возможность повторного участия в аналогичной закупке, которой он воспользовался, предписание об устранений действующего законодательства не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ООО "ГРИЦ" (вх. N6179/ж от 06.05.2020 г.) на действия заказчика ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод" при проведении закупки N32009075784 на предмет: "Поставка оборудования технологической линии синтеза синтетических смол и бисерных мельниц", обоснованной.
Признать заказчика ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод" нарушившим требования части 1 статьи 3, частей 5, 7, 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", раздела 1.11 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального казенного предприятия "Казанский государственный казенный пороховой завод".
Предписание об устранений нарушений действующего законодательства не выдавать.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 мая 2020 г. N 016/07/3-780/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.05.2020