Комиссия Ивановского УФАС России в составе: председателя комиссии - ХХХ. - руководителя управления; членов комиссии: ХХХ - заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, ХХХ - главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,ХХХ - главного специалиста-эксперта аналитического отдела, рассмотревшая дело N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Центр Авиа" (....) п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Решением Ивановского УФАС России по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) установлен факт нарушения ООО "Центр Авиа", занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива", в границах территории аэропорта "Иваново", выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем самостоятельного установления тарифов на обеспечение взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, и взимания соответствующей платы с контрагентов, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам вынесения указанного решения ООО "Центр Авиа" выдано обязательное для исполнения предписание по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) от 29.11.2019 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии с указанным Предписанием ООО "Центр Авиа" надлежало в срок до 03 февраля 2020 года прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива", в границах территории аэропорта "Иваново" и совершить действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия необходимых и достаточных мер по установлению тарифов на услуги "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива" в аэропорту г. Иваново для чего обратиться за утверждением тарифа в уполномоченный государственный орган в сфере регулирования тарифов.
О выполнении вышеуказанного Предписания необходимо было сообщить в антимонопольный орган в срок не позднее 5 дней со дня его выполнения.
08.05.2020 ООО "Центр Авиа" обратилось с заявлением о разъяснении исполнения Предписания по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004), в котором просило указать:
1. в какой уполномоченный орган государственной власти необходимо обратиться ООО "Центр Авиа" для утверждения тарифа на оказываемые услуги;
2. в какой форме необходимо обратиться в уполномоченный государственный орган для утверждения тарифа на оказываемые ООО "Центр Авиа" услуги;
3. какими именно нормативными правовыми актами регулируется порядок обращения в уполномоченный государственный орган для утверждения тарифа на оказываемые услуги.
Одновременно, ООО "Центр Авиа" просило продлить срок исполнения предписания в связи с тем, что большая часть срока исполнения Предписания пришлась на период нерабочих дней и режима повышенной готовности, в котором у Общества была ограничена возможность для исполнения Предписания, а также для предоставления ООО "Центр Авиа" возможности исполнить Предписание в соответствии с разъяснениями данными Ивановским УФАС России.
В соответствии со статьей 51.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
По первому поставленному вопросу относительно неизвестности уполномоченного государственного органа, в который необходимо обратиться за ценовым регулированием, Комиссия установила.
Пунктом 4 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N293 (далее - Положение), государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.
Как следует из п. 2 Положения, под органами регулирования понимается Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктами 5, 6 Положения о государственном регулировании цен установлено, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Непосредственно в решении на основании изложенных выше положений содержится вывод следующего содержания: "Таким образом, в соответствии с действующим законодательством тарифы и сборы в аэропортах подлежат государственному регулированию уполномоченным органом - ФАС России. Действующее законодательство не предоставляет права хозяйствующему субъекту самостоятельного определения тарифа и сбора на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива" (стр. 12-13 решения по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004)).
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, функции ФСТ переданы Федеральной антимонопольной службе.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N189, пп. 5.3.21.24 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004, к основным функциям Федеральной антимонопольной службы относится, в том числе определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в решении Ивановского УФАС России по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004), на основании которого вынесено рассматриваемое Предписание, субъект, к которому необходимо обратиться ООО "Центр Авиа" за установлением тарифов в аэропорту, определен - Федеральная антимонопольная служба.
Необходимость предоставления разъяснения Предписания в данной части отсутствуют, поскольку решением исключается неопределенность в поставленном ООО "Центр Авиа" вопросе.
2. Относительно вопросов о порядке обращения в уполномоченный орган и форме такого обращения, Комиссия, основываясь на принятом решении делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004), поясняет.
В решении по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) отражено, что порядок расчета предельного уровня сборов и тарифов по видам услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с их перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N293 (Порядок N293), определен в Методических указаниях по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Приказом ФСТ России от 31.10.2014 N238-т/2 (стр. 12 последний абзац снизу).
Пунктом 16 Порядка N293 предусмотрено, что Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах утверждены Приказом ФСТ России N135-т/1 от 24.06.2009.
Согласно п. 4 Приказа N135-т/1 рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.
Предложение должно содержать мотивированное обоснование необходимости рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов. Предложения по рассмотрению вопросов об установлении (изменении) тарифов (далее - предложение) направляются в ФСТ России почтовым отправлением либо нарочным (п. 5 Приказа N135-т/1).
В случае если инициаторами являются субъекты естественных монополий, к предложению об установлении тарифов прилагаются документы в соответствии с перечнями (п. 29 Приказа N135-т/1).
Перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, предусмотрен в приложении N4 к Приказу N135-т/1.
Таким образом, исполнение Предписания о принятии необходимых и достаточных мер по установлению тарифов на услуги "по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов"; "предоставлению аэровокзального комплекса"; "обеспечению авиационной безопасности"; "обслуживанию пассажиров"; "обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом"; "хранению авиационного топлива" в аэропорту г. Иваново подразумевает необходимость совершения действий по обращению за утверждением тарифа в ФАС России в порядке и на условиях, предусмотренных нормами Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N293, и Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Приказом ФСТ России N135-т/1 от 24.06.2009.
Комиссия, рассмотрев заявленное ООО "Центр Авиа" ходатайство о продлении срока исполнения Предписания, в целях предоставления возможности его исполнения с учетом предоставленных выше разъяснений Предписания, продлевает срок исполнения Предписания от 29.11.2019 по делу N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) до 05.06.2020.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Ивановского УФАС России в срок до 10.06.2020 с приложением подтверждающих документов.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Председатель Комиссии:
Члены комиссии:
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 12 мая 2020 г. N 037/01/10-292/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.05.2020