Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2020 г.
В полном объеме решение изготовлено 06 мая 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела N 023/01/11-821/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Тихенький О.Л. - руководитель управления,
Члены комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Жигунова А.В. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Маркелова О.В. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Тенецкий С.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц, участвующих в деле, направивших ходатайства от 30.04.2020 (эл./п. вх. N 6725 и N 6748 от 06.05.2020) о рассмотрении дела в свое отсутствие, рассмотрев дело N 023/01/11-821/2019 по признакам нарушения ООО "СК-КАЧЕСТВО" (место нахождения: 353387, Краснодарский край, г. Крымск, ул. Кирова, д. 150; ИНН 2337044016; ОГРН 1142337000101) и ООО "СТМ-СТРОЙ" (место нахождения: 353445, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Первомайская, д. 18, помещение 2; ИНН 2301092633; ОГРН 1162301051890) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах в электронных аукционах от 18.05.2018 N 0318100051718000043; от 18.05.2018 N 0318100051718000016; от 27.09.2018 N 0318100051718000107; от 27.09.2018 N 0318100051718000108; от 09.04.2018 N 0318100051718000009; от 20.04.2018 N 0875100003518000028; от 10.04.2018 N 0318100051718000012; от 10.04.2018 N 0318100051718000013; от 16.07.2018 N 0875100004018000135,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в открытых аукционах в электронной форме по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений Краснодарским УФАС России в действиях ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при их совместном участии в следующих электронных аукционах:
Аукцион от 18.05.2018 N 0318100051718000043 (Капитальный ремонт части сооружения "Сети теплоснабжения литер л8"). НМЦП - 6 737 631,00 рублей. Заказчик - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России (г. Анапа, Пионерский проспект, 28). Победитель аукциона - ООО "СК-КАЧЕСТВО".
Аукцион от 18.05.2018 N 0318100051718000016 (Выполнение работ по капитальному ремонту части сооружения "Сети теплоснабжения литер L8" (от 1 корпуса до КПП2) ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России"). НМЦП - 11 106 078,00 рублей. Заказчик - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России. Победитель аукциона - ООО "СК-КАЧЕСТВО".
Аукцион от 27.09.2018 N 0318100051718000107 (Выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России"). НМЦП - 15 335 213,00 рублей. Заказчик - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России. Победитель аукциона - ООО "СК-КАЧЕСТВО".
Аукцион от 27.09.2018 N 0318100051718000108 (Выполнение работ по текущему ремонту внутренних помещений зданий и санатория ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России). НМЦП - 10 291 591,00 рублей. Заказчик - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России. Победитель аукциона - ООО "СК-КАЧЕСТВО".
Аукцион от 09.04.2018 N 0318100051718000009 (Выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений здания Спальный корпус N1 ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России"). НМЦП - 9 218 641,00 рублей. Заказчик - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России. Победитель аукциона - ООО "СТМ-СТРОЙ".
Аукцион от 20.04.2018 N 0875100003518000028 (Выполнение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения и электроосвещения Поликлиники ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Крым" по адресу: РК, г. Симферополь, бул. И. Франко 9). НМЦП - 7 092 170,76 рублей. Заказчик - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Крым" (г. Симферополь, бул. И. Франко, 9). Победитель аукциона - ООО "СТМ-СТРОЙ".
Аукцион от 10.04.2018 N 0318100051718000012 (Выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания Спальный корпус N 4). НМЦП - 5 865 162,00 рублей. Заказчик - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России. Победитель аукциона - ООО "СТМ-СТРОЙ".
Аукцион от 10.04.2018 N 0318100051718000013 (Капитальный ремонт кровли здания Спальный корпус N 5). НМЦП - 5 647 964,00 рублей. Заказчик - ФКУЗ "Санаторий "Юность" МВД России. Победитель аукциона - ООО "СК-КАЧЕСТВО".
Аукцион от 16.07.2018 N 0875100004018000135 (Выполнение работ по текущему ремонту лечебных кабинетов ФКУЗ "Санаторий "Буревестник" МВД России"). НМЦП - 4 000 000,00 рублей. Заказчик - ФКУЗ "Санаторий "Буревестник" МВД России" (г. Евпатория, ул. П. Морозова, д. 7-13/54-56). Победитель аукциона - ООО "СК-КАЧЕСТВО" (далее - Аукционы).
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на Аукционах.
Установлено, что заявки на Аукционы ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" подавались с одинаковых IP-адресов: 5.138.243.15; 31.15.88.250.
Ценовые предложения на Аукционы подавались ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" также с одинаковых IP-адресов: 31.15.88.250; 5.138.243.15; 31.181.230.196; 95.153.131.53; 95.153.129.158.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о скоординированности действий формально независимых хозяйствующих субъектов ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ", конкуренция которых предполагается на торгах и указывает на их взаимосвязь при участии в Аукционах.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, информации ЗАО "Сбербанк-АСТ", АО "ЭТС", а также других общедоступных источников, установлено, что директор ООО "СК-КАЧЕСТВО" (до 27.02.2019 единственный участник (учредитель) ООО "СК-КАЧЕСТВО") Кеян Армен Александрович с момента создания и по 14.02.2018 являлся единственным участником (учредителем) ООО "СТМ-СТРОЙ", а по 27.01.2017 и директором указанного общества.
В соответствии с договором купли-продажи от 07.02.2018 Кеян Армен Александрович продал всю принадлежащую ему долю в размере 100 % в уставном капитале ООО "СТМ-СТРОЙ" Согомонян Артуру Сергеевичу, который по настоящее время является единственным участником и директором ООО "СТМ-СТРОЙ".
Таким образом ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц по основаниям статьи 9 Закона о защите конкуренции.
В Краснодарское УФАС России поступили заявления ООО "СК-КАЧЕСТВО" (ДСП вх. N 52 от 20.04.2020) и ООО "СТМ-СТРОЙ" (ДСП вх. N 54 от 22.04.2020) о нарушении антимонопольного законодательства в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ.
Согласно данным заявлениям ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" сообщают о заключении между ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" соглашения в устной форме, достигнутого между ними по их взаимному согласию и в интересе друг друга (далее - Соглашение).
Соглашение заключено в г. Анапа, приблизительное время заключения - март 2018 года. Реализация Соглашения была прекращена 27.08.2019.
Соглашение реализовывалось с использованием персональных технических средств его участников (компьютерной техники, мобильных телефонов, средств доступа в сеть "Интернет"), ЭЦП указанных лиц, мест их размещения (регистрации) и т.д. Также, ООО "СК-Качество" и ООО "СТМ-Строй" в ходе их работы, обслуживало одно и то же лицо, которое для торгов готовило заявки и имело доступ к ЭЦП обеих организаций.
Соглашение было заключено для обеспечения победы одного из участников сговора в закупках N 0318100051718000043; N 0318100051718000108; N 0318100051718000009; N 0875100003518000028; N 0318100051718000012; N 0318100051718000013, а в закупках N 0318100051718000016; N 0318100051718000107; N 0875100004018000135 ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" принимали участие в рамках конкурентной борьбы без какого либо сговора по причине нерентабельного выполнения контрактов даже при минимальном снижении цены контракта (1 %) от НМЦК.
В обоснование данного довода ООО "СК-Качество" представлено заключение АНО "Многофункциональный Центр Экспертиз" (ОГРН: 1152300002524) (вх. N 5389 от 20.04.2020), согласно которому снижение цены более чем на 1 % по закупкам N 0318100051718000016; N 0318100051718000107; N 0875100004018000135 является экономически нецелесообразным и необоснованным. По закупкам N 0318100051718000108; N 0318100051718000009; N 0875100003518000028; N 0318100051718000012; N 0318100051718000013, N 0318100051718000043 допустимое снижение составляет до 3 %.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.
Из анализа указанных норм закона следует, что Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности с учетом принципа разумности и обоснованности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле.
Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения, доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
В силу вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что между ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" был достигнут и реализован картель в ходе электронных аукционов N 0318100051718000043; N 0318100051718000108; N 0318100051718000009; N 0875100003518000028; N 0318100051718000012; N 0318100051718000013.
Картель, реализованный в форме поддержания цены между его участниками, выражается в том, что указанные участники, имея возможность рентабельно снизить цену исполнения подлежащего к заключению контракта, такого снижения не допускают, с целью того, чтобы заранее обозначенный участник такого сговора имел возможность заключения контракта по цене наиболее близкой к начальной-максимальной.
Указанное подтверждено участниками сговора ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" отказом от возможного рентабельного снижения цены в ходе аукционов N 0318100051718000043; N 0318100051718000108; N 0318100051718000009; N 0875100003518000028; N 0318100051718000012; N 0318100051718000013.
С учетом вышеизложенного, Комиссия рассмотрела материалы дела N 023/01/11-821/2019 и установила, что ООО "СК-КАЧЕСТВО" и ООО "СТМ-СТРОЙ" в марте 2018 года заключили устное соглашение, которое предусматривало поддержание цен на торгах в электронных аукционах от 18.05.2018 N 0318100051718000043; от 27.09.2018 N 0318100051718000108; от 09.04.2018 N 0318100051718000009; от 20.04.2018 N 0875100003518000028; от 10.04.2018 N 0318100051718000012; от 10.04.2018 N 0318100051718000013 и участвовали в нем до 27.08.2019 включительно.
Совокупный размер НМЦК по вышеуказанным аукционам составил - 44 853 159,76 руб.
Комиссией установлено, что доходы ответчиков по делу N 023/01/11-821/2019 от заключения и участия в антиконкурентном соглашении (картеле) составили: 44 404 628,14 руб.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "СК-КАЧЕСТВО" (место нахождения: 353387, Краснодарский край, г. Крымск, ул. Кирова, д. 150; ИНН 2337044016; ОГРН 1142337000101) и ООО "СТМ-СТРОЙ" (место нахождения: 353445, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Первомайская, д. 18, помещение 2; ИНН 2301092633; ОГРН 1162301051890) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в электронных аукционах от 18.05.2018 N 0318100051718000043; от 27.09.2018 N 0318100051718000108; от 09.04.2018 N 0318100051718000009; от 20.04.2018 N 0875100003518000028; от 10.04.2018 N 0318100051718000012; от 10.04.2018 N 0318100051718000013.
2. В связи с тем, что по итогам электронных аукционов от 18.05.2018 N 0318100051718000043; от 27.09.2018 N 0318100051718000108; от 09.04.2018 N 0318100051718000009; от 20.04.2018 N 0875100003518000028; от 10.04.2018 N 0318100051718000012; от 10.04.2018 N 0318100051718000013 заключены контракты предписание не выдавать.
3. Материалы дела N 023/01/11-821/2019 для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО "СК-КАЧЕСТВО" дела об административном правонарушении уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России не передавать в силу положений пункта 1 примечания к статье 14.32 КоАП РФ, а также положений пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
4. Передать материалы дела N 023/01/11-821/2019 должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении ООО "СТМ-СТРОЙ" по факту нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии: О.А. Мурадян
А.В. Жигунова
О.В. Маркелова
С.А. Тенецкий
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 мая 2020 г. N 023/01/11-821/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.05.2020