Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя МАДОУ "Детский сад N 370" г.Перми - <...> (по доверенности), без участия ИП Галицыной Н.А. (надлежащим образом уведомлен),
рассмотрев жалобу ИП Галицыной Н.А. (вх. N 007579) (далее - заявитель) на действия МАДОУ "Детский сад N 370" г.Перми (ИНН: 5903004750), Закупочной комиссии МАДОУ "Детский сад N 370" г.Перми (далее - организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуги по организации питания воспитанников (извещение N 32009026911, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
29.04.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к наличию в конкурсной документации неправомерного критерия оценки "Опыт и деловая репутация".
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке МАДОУ "Детский сад N 370" г. Перми (далее - Положение); Конкурсной документацией на право заключить договор на оказание услуги по организации питания воспитанников в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 370" г. Перми (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 24.03.2020 г., дата окончания приема заявок - 14.05.2020 г., дата подведения итогов - 18.05.2020 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 14.3 Положения предусмотрено, при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, такие как:
1) наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
3) наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации;
4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
Раздел 22 Положения регламентирует оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе. Пунктом 22.5 Положения установлено, что в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с п.14.3 настоящего Положения такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок.
В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Так, в разделе 11 Документации указано, что критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе являются:
1) Цена договора;
2) "Квалификация участника открытого конкурса":
1 подкритерий: "Опыт и деловая репутация".
Наличие в выписке ЕГРЮЛ/ЕГРИП основного вида деятельности: Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (код 56.29) Наличие в выписке ЕГРЮЛ/ЕГРИП дополнительного вида деятельности: Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (код 56.29)
2 подкритерий. Подтверждение наличия у участника открытого конкурса компетенции в составлении примерного 10-дневного (20-дневного) меню для дошкольников, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.304913
- примерное 10-дневное (20-дневное) меню для организации питания детей в возрасте с 1-3 и с 3-7 лет на два сезона в соответствии с формой (Приложение N12 к СанПиН 2.4.1.304913) с указанием используемого сборника технологических рецептур.
- ведомость контроля суточного продуктового набора, подтверждающего соблюдение в представленном меню выполнение рекомендаций п.15.3 СанПиН 2.4.1.304913, Приложения N10 к СанПиН 2.4.1.304913 для детей в возрасте с 1-3 и с 3-7 лет на каждый сезон (Приложение N10 к конкурсной документации).
- копия экспертного заключения о соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 по результатам санитарно-эпидемиологических обследований, санитарно-эпидемиологических и гигиенических оценок примерного 10-дневного (20-дневного) меню для организации питания детей в возрасте с 1-3 и с 3-7 лет на два сезона.
3) "Предложения по созданию условий для улучшения качества оказываемой услуги":
1 показатель "Обеспечение оборудованием пищеблока".
2 показатель "Проведение реконструкционных или ремонтных работ"
Наличие предложения по созданию условий для повышения качества услуги по организации питания в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с Приложением N 4, а также документы, подтверждающие возможность исполнения таких предложений в установленный Заказчиком срок (Необходимо предоставить подтверждающие документы: копии договоров участника закупки с исполнителем (подрядчиком), предварительные договоры поставки, копии счетов и локально-сметных расчетов или копии товарных накладных и иные документы, подтверждающие намерения участника закупки).
В случае непредставления участником в составе заявки предложений по созданию условий для повышения качества услуги по данному критерию заявке участника по данному показателю присваивается 0 баллов.
На заседании Комиссии Пермского УФАС России представитель организатора торгов подтвердил наличие в Документации такого подкритерия оценки как "Опыт и деловая репутация".
Из указанных обстоятельств следует, что закрепление организатором торгов в Документации подкритерия оценки заявок "Опыт и деловая репутация" нарушает пункт 22.5 Положения, поскольку в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования, в частности: наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации, то такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в конкурсной документации имеется неправомерный критерий оценки заявок - "Опыт и деловая репутация" является обоснованным, а в действиях организатора торгов имеются нарушения пункта 22.5 Положения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Галицыной Н.А. (вх. N 007579) на действия МАДОУ "Детский сад N 370" г.Перми (ИНН: 5903004750), Закупочной комиссии МАДОУ "Детский сад N 370" г.Перми при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуги по организации питания воспитанников (извещение N 32009026911, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
Установить в действиях МАДОУ "Детский сад N 370" г.Перми факт нарушения пункта 22.5 Положения о закупке МАДОУ "Детский сад N 370" г. Перми.
Выдать МАДОУ "Детский сад N 370" г.Перми обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 мая 2020 г. N 059/07/3-520/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2020