Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
12.02.2020 (вх. 664) от муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Детский оздоровительный образовательный центр" (далее - МБОУ ДО "ДООЦ"), 25.02.2020 г. (вх. 925) от муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Центр образования Акимо-Ильинский" (далее - МКОУ "Центр образования Акимо-Ильинский"), 02.03.2020 г. (вх. 1032) от муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы N 27 (далее - МКОУ ООШ N 27), 02.03.2020 г. (вх.1027) от муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Центр образования Федоровский" (далее - МКОУ "Центр образования Федоровский") в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступили заявления о нарушении ООО "Региональная генерирующая Компания - Тула" (далее - ООО "РГК-Тула") антимонопольного законодательства, путем установления необоснованно завышенной цены на услуги тепловой энергии в горячей воде.
Частью 7 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") определено, что договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении").
ООО "РГК-Тула" признано единой теплоснабжающей организацией в пределах границ теплоснабжающих котельных 2, 29, 30, 36 (постановление администрации МО Узловский район от 23.12.2019 г. N 1941 "Об утверждении схемы теплоснабжения на территории муниципального образования город Узловая Узловского района на период 2019-2041 годов" (далее - постановление N 1941), постановление администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района от 02.10.2019 г. N 162 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования Шахтерское Узловского района на период 2019-2042 годов" (далее - постановление 162)).
В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2 статьи 426 Гражданского кодекса РФ).
Согласно части 5 статьи 426 Гражданского кодекса РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Не смотря на требования действующего законодательства ООО "РГК-Тула" устанавливает различным образовательным учреждениям г. Узловая и Узловского района различную стоимость на тепловую энергию в горячей воде, а именно для:
· МБОУ ДО "ДООЦ" (котельная N 2) стоимость составляет 6121,78 руб./Гкал с НДС;
· МКОУ "Центр образования Акимо-Ильинский" (котельная N 36) - 6374,58 руб./Гкал с НДС;
· МКОУ ООШ N 27 (котельная N 30) - 14278,14 руб./Гкал с НДС;
· МКОУ "Центр образования Федоровский" (котельная N 29) - 4210,82 руб./Гкал с НДС.
Пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" ООО "РГК-Тула" выдано предупреждение (исх.2/1714 от 25.03.2020 г.) о необходимости прекращения указанных действий, а именно: ООО "РГК-Тула"
- прекратить применение различных цен (тарифов) на тепловую энергию в горячей воде для различных контрагентов: муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный центр", муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Центр образования Акимо-Ильинский", муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа N 27, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Центр образования Федоровский",
- осуществить расчет и применение ко всем потребителям (юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям) экономически и технологически единой обоснованной цены (тарифа) на тепловую энергию в горячей воде, соответствующую условиям публичного договора теплоснабжения, нормативно - правовым актам и требованиям действующего законодательства.
В ответ на предупреждение антимонопольного органа ООО "РГК - Тула" представило пояснения (вх.2021 от 14.04.2020 г.) с обоснованием невозможности применения к вышеуказанным образовательным учреждениям г. Узловая и Узловского района единой стоимости (тарифа) на тепловую энергию в горячей воде, поскольку технические характеристики и затраты на содержание котельных, от которымх запитаны единственные потребители - МБОУ ДО "ДООЦ" (котельная N 2), МКОУ "Центр образования Акимо-Ильинский" (котельная N 36), МКОУ ООШ N 27 (котельная N 30), МКОУ "Центр образования Федоровский" (котельная N 29), различны.
Между тем, экономическое и технологическое обоснование установления различной стоимости (тарифа) на тепловую энергию в горячей воде для вышеуказанных образовательных учреждений Обществом не представлено.
Кроме того, согласно постановлениям:
· N 1941 планируемый рост тарифа на услугу по теплоснабжению для потребителей, подключенных к котельным NN 1-37, составляет 2894,10 руб./Гкал без НДС (включая котельную N 2, в которой фактическая стоимость составляет 5101,48 руб./Гкал без НДС);
· N 162 планируемый рост тарифа на услугу по теплоснабжению для потребителей, подключенных к котельным NN 1-37, составляет 2894,10 руб./Гкал без НДС (включая котельные N 29, 30, 36, в которых фактическая стоимость составляет 3509,02 руб./Гкал без НДС; 11898,45 руб./Гкал без НДС; 5312,15 руб./Гкал без НДС).
Частью 8 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Неисполнение ООО "РГК-Тула" предупреждения антимонопольного органа влечет возбуждение дела по признакам нарушения Общество части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО "РГК-Тула", осуществляя деятельность по передаче тепловой энергии, являясь субъектом естественной монополии и единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, необоснованно, применяет к образовательным учреждениям г. Узловая и Узловского района различную стоимость (тариф) на тепловую энергию в горячей воде, что влечет за собой нарушение антимонопольного законодательства и законодательства об теплоснабжении, а также ущемление интересы МБОУ ДО "ДООЦ", МКОУ "Центр образования Акимо-Ильинский", МКОУ ООШ N 27, МКОУ "Центр образования Федоровский".
На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14.05.2020 г. N 69 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "РГК-Тула" (ИНН 7107108610, ОГРН 1157154020627, Тульская обл., г. Узловая, пл. Советская, д. 5, пом. 7, эт. 2, 301600) части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", руководствуясь частью 13 статьи 44 вышеуказанного Закона,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 071/01/10-472/2020 к рассмотрению на 14 часов 25 июня 2020 года по адресу: г. Тула, ул. Жаворонкова, д.2, каб. 24.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:
ответчика - ООО "РГК-Тула" (ИНН 7107108610, ОГРН 1157154020627, Тульская обл., г. Узловая, пл. Советская, д. 5, пом. 7, эт. 2, 301600),
заявителей:
- МБОУ ДО "ДООЦ" (ИНН 7117010589, ОГРН 1027101485839, Тульская обл., г. Узловая, ул. Горняцкого, д. 5, 301608);
- МКОУ "Центр образования Акимо-Ильинский" (ИНН 7117010268, ОГРН 1027101484080, Тульская обл., Узловский р-он, с. Ильинка, ул. Центральная, д. 39, 301623);
- МКОУ ООШ N 27 (ИНН 7117010483, ОГРН 1027101484574, Тульская обл., Узловский р-он, д. Прилесье, д. 81, 301645);
- МКОУ "Центр образования Федоровский" (ИНН 7117010363, ОГРН 1027101485950, Тульская обл., д. Федоровка, ул. Школьная, д. 1а, 301638).
3. ООО "РГК-Тула" в срок до 11 июня 2020 года представить следующие документы и информацию:
3.1. Почему, не смотря на постановления органов местного самоуправления N 1941, 162, фактический рост тарифа на тепловую энергию в горячей воде, в том числе по вышеуказанным образовательным учреждениям и котельным, значительно превышает планируемый рост, указанный в данных постановлениях?
3.2. Если действующим законодательством с 01.01.2019 г. предусмотрено, что цена (тариф) на тепловую энергию подлежит определению по соглашению сторон при заключении двустороннего договора теплоснабжения (контракта), почему ООО "РГК-Тула" фактически навязывает образовательным учреждениям цену (тариф) на тепловую энергию, с которой (-ым) они не согласны?
3.3. Указать различия/отличия экономически-обоснованных и фактических затрат на эксплуатацию котельных с монопотребителями и котельных с несколькими потребителями.
3.4. В письме от 14.04.2020 г. (вх.2027) ООО "РГК-Тула" указывает, что "вышеуказанные различные характеристики необходимой валовой выручки и полезного отпуска по котельным с монопотребителями не позволяют рассчитать и предложить указанным потребителям одинаковые цены на совершено различные, по своей сути, услуги, оказываемые ООО "РГК-Тула", в связи с чем, пояснить, в чем различие услуг и какие фактически услуги Общество оказывает/предоставляет общеобразовательным учреждениям (монопотребителям), а какие иным потребителям?
3.5. Почему ООО "РГК-Тула" не соблюдает публичный принцип договора теплоснабжения, определенный в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе "О теплоснабжении".
Явка заявителя, ответчиков по делу или их представителей (с доверенностями на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Примечание:
1. С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, контактный телефон: 8 (4872) 36-49-58.
2. Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.
3. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью уполномоченного лица и скреплены печатью юридического лица.
4. Информация, составляющая в соответствии с Федеральным законом "О коммерческой тайне" коммерческую тайну, должна иметь гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения).
5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные, осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной ли устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу, в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа, а равно представление в территориальный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 18 мая 2020 г. N 071/01/10-472/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.05.2020