Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <_> - заместитель руководителя, рассмотрев материалы в отношении ИП Калачева <_> по факту распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: "Единая информационная служба Жилищно - коммунального хозяйства г. Казань Тел.: 8(843)225-11-12. Извещение за Март 2020. В связи с тем, что истёк срок проверки водосчетчика "Единая информационная служба Жилищно - коммунального хозяйства" ЕИСЖКХ ставит Вас в известность, что в соответствии с Федеральным Законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 N 354 индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления_ Запись на проведения работ производиться по номеру 8(843)225-11-12 ", что имеет признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛ:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (Вх. N3509/ж от 17.03.2020 г.) по факту распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: "Единая информационная служба Жилищно - коммунального хозяйства г. Казань Тел.: 8(843)225-11-12. Извещение за Март 2020. В связи с тем, что истёк срок проверки водосчетчика "Единая информационная служба Жилищно - коммунального хозяйства" ЕИСЖКХ ставит Вас в известность, что в соответствии с Федеральным Законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 N 354 индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления_ Запись на проведения работ производиться по номеру 8(843)225-11-12 ", что имеет признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выразившиеся в размещении рекламных листовок, которые содержат не соответствующие действительности сведения об изготовителе рекламируемого товара.
По мнению заявителя, данная реклама вводит население в заблуждение и заставляет обращаться в "сомнительную" организацию.
В рекламных листовках идёт ссылка на Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - ФЗ "Об обеспечении единства измерений") и постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Использование в вышеуказанной рекламной листовке ссылки на ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также указание на организацию - "ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Казань", искажает смысл информации, создает ложное впечатление о распространении данной информации именно государственными или муниципальными службами и побуждает потребителей в обязательном порядке совершить действия по установке счетчиков воды только в указанной организации.
В соответствии с ответом ПАО "МТС", номер +8 (843) 225-11-12, который указан в рекламных листовках и по которому потребители должны обратиться, принадлежит ИП Калачеву <_> на основании договора от 03.02.2020 г.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
Таким что рекламодателем является ИП Калачев <_>.
Существует целый ряд лиц или организаций, которым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От таких лиц и организаций потребители ждут получения каких-либо льгот либо получения услуг по наиболее привлекательным условиям. Рекламодатель использует в рекламе статус этих лиц и организаций, преследующий цель побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги именно у него, тем самым злоупотребляя доверием граждан, и действуя неправомерно.
При буквальном, дословном восприятии вышеуказанной рекламы потребитель, имеющий необходимость в проведении поверки приборов учета воды, понимает, что для этого необходимо обратиться именно в "ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Казань". В связи с тем, что фраза "Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Казань" у большинства населения ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой (в данном случае хозяйствующим субъектом, осуществляющим бесплатную коллективную поверку приборов учета воды в соответствии с Федеральным Законом N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", либо предоставляющим какие - либо льготы для определенного круга населения), то есть некоммерческой структурой, основной задачей которой не является извлечение прибыли, потребитель ожидает, что ему будет предоставлена социальная льгота в виде поверки приборов учета воды, либо будут оказаны услуги по ценам намного ниже чем в коммерческих организациях.
Следовательно, при восприятии содержания спорной рекламы потребители вводятся в заблуждение относительно как лица предоставляющего данный вид услуг, так и возможности поверки приборов учета воды гарантированно бесплатно либо с получением каких - либо льгот.
Пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Исходя из смысла пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг: "ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Казань" со ссылкой на Федеральный Закон N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, что является недостоверной информацией и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги. Также в нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в тексте рекламы отсутствует информация о лице, предоставляющем рекламируемые услуги - ИП Калачевым И.Д., что в силу данной правовой нормы является обязательным.
В связи с тем, что ИП Калачев И.Д. зарегистрирован на территории Республики Карелии, а реклама распространялась на территории Республики Татарстан и могла распространяться в других субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республики Карелии, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, на основании пункта 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012 г. N 711/12 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" и в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, были получены полномочия (NАК/37465/20 от 06.05.2020гю) по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Калачева <_>.
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N016/05/5-777/2020 по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ИП Калачева <_>.
3. Назначить дело N016/05/5- /2020 к рассмотрению на 10 июня 2020 года в 11 ч. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
4. ИП Калачеву Ивану Дмитриевичу в срок до 8 июня 2020 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: to16@fas.gov.ru, с дублированием на to16-<_>@fas.gov.ru) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
- информация о сферах деятельности ИП Калачева И.Д. с приложением подтверждающих документов;
- информация о сферах деятельности ИП Калачева И.Д, за 2018, 2019, 2020 года с приложением подтверждающих документов;
- копии всех договоров на изготовление и распространение вышеуказанных рекламных листовок
- информация об изготовителе и распространителе вышеуказанной рекламы;
- паспортные данные (лицевая сторона, прописка) ИП Калачева И.Д.
- письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении о возбуждении дела;
- иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений - нормативное и документальное их обоснование.
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.
ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 мая 2020 г. N 016/05/5-777/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.05.2020