Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_>, заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <_>,
рассмотрев дело N 055/05/18-358/2020 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП <_>) требований части 11 статьи 5, части 1 статьи 18, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе")
при участии <_>,
в отсутствие <_> ,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России из ФАС России поступило заявления гражданина <_> по факту направления на его абонентский номер <_> от отправителя, имеющего обозначение "beridengi24", смс-сообщений рекламного характера:
25.12.2019 в 4:38 и 05.01.2020 в 7:40: "Вам доступен займ до 30 000 рублей под ставку 0% - zzaim55.ru/wO8Q.6";
16.01.2020 В 11:57: "Доступно до 30 000 рублей под 0%. Подать заявку - zaim3.us/FDLWUx".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена по сетям электросвязи и направлена на привлечение внимания к финансовой услуге - выдаче займов.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В вышеуказанной рекламе информация о лице, оказывающей финансовую услугу, отсутствует.
Кроме того, Омским УФАС России установлено, что в рекламе содержится информация о процентной ставке и сумме займа ("_30 000 рублей под ставку 0%...", "_30 000 рублей под 0%...") при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Одновременно в силу части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.
Орфографические нормы - это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.
В рекламе "Вам доступен займ до 30 000 рублей под ставку 0% - zzaim55.ru/wO8Q.6" допущено нарушение орфографических норм при написании слова "заём".
Согласно нормам современного русского языка слово "заём" в именительном падеже единственного числа пишется через букву "ё".
Таким образом, неправильное написание слов в рекламе, противоречащее нормам русского языка, недопустимо, и свидетельствует о признаках нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Более того, по утверждению заявителя, рекламная информация была направлена без его предварительного согласия на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Кроме того, в своем обращении заявитель указал: "_Ранее я отсылал на специальный номер 6333 этот спам с целью блокировки, но МТС не приняла никаких мер. Спам продолжает приходить. Компании МТС я согласия не давал на данную спам рассылку_".
При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На запрос Омского УФАС России ПАО "МТС" была представлена информация, согласно которой буквенный идентификатор "beridengi24" выделен по договору об оказании услуг связи N 177739413968 от 06.06.2019 на основании заявления о добавлении услуги "МТС - Коммуниатор" индивидуальному предпринимателю <_>.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", индивидуальный предприниматель <_> является рекламораспространителем.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
Определением от 13.04.2020 в отношении ИП <_> Омским УФАС России возбуждено дело N 055/05/18-358/2020 по признакам нарушения части 11 статьи 5, части 1 статьи 18, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", рассмотрение дела назначено на 13.05.2020 в 15:30 час. Указанное определение о возбуждении дела направлено в адрес ИП <_> заказным письмом от 13.04.2020 N 06-3181, однако согласно информации, размещенной на сайте ФГУП "Почта России", данное письмо хранится в почтовом отделении с пометкой "неудачная попытка вручения".
Учитывая, что Омское УФАС России не обладает достоверными сведениями о надлежащем уведомлении ИП <_> о месте и времени рассмотрения дела, Комиссия приняла решение об отложении дела и продления срока его рассмотрения.
В соответствии с пунктами 27 и 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Продлить срок рассмотрения дела N 055/05/18-358/2020 до 13.07.2020.
2. Назначить дело N 055/05/18-368/2020 к рассмотрению на 23 июня 2020 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
3. ИП <_> в срок до 19 июня 2020 года представить в адрес Омского УФАС России письменные пояснения по факту распространения рекламы, изложенному в настоящем определении, с приложением документов, обосновывающих его позицию.
Явка ИП <_> для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии<_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 мая 2020 г. N 055/05/18-358/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.05.2020