Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Межотраслевые инженерные системы" (далее также - Заявитель; Общество) на действия ПАО "Транснефть" (далее также - Организатор) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на специализированное оборудование и материалы (системы кондиционирования (реестровый N 32009000724, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Закупки.
Жалоба рассмотрена по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) определены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принципы: информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает на наличие сбоев авторизации на портале "Госуслуги" в период с 10.00 до 11.00 13.04.2020 (последнего часа срока подачи заявок на участие в Закупке), не позволивших ему подать заявку на участие в Закупке.
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя приняла решение о признании ее необоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
Как утверждает Заявитель, он пытался подать заявки по трем лотам - на поставку "Орг. и вычислительной техники" (реестровый N 32008981155), "Специализированное оборудование и материалы (Системы кондиционирования)" (реестровый N 32009000724), а также по лоту "Оборудование средств связи" (реестровый N 32009020962).
При этом, согласно представленной Организатором информации, по указанным трём лотам 13.04.2020 в указанный временной период с 10.00 до 11.00 были поданы пять заявок (в 10:01, в 10:29, в 10:39, в 10:42, в 10:59). Следовательно, у таких участников проблем при подаче заявок на участие в соответствующих закупках не возникло (участники N 790, 5538, 9998, 7847, 1968; время подачи ими заявок указано в протоколах рассмотрения первых частей заявок).
Кроме того, данные других закупок, проводимых Организатором с окончанием срока подачи заявок 13.04.2020 в 11:00 также свидетельствуют о том, что у участников таких закупок проблем при подаче заявок на участие закупках не возникало (извещения NN 32009037801, 32008982394, 32008986940).
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает, что участникам Закупки, подавшим заявки в срок до 10.00 13.04.2020, предоставлены преимущественные условия участия в Закупке по сравнению с ООО "МИС", которое было лишено такой возможности в течение часа между 10.00 и 11.00.
Вместе с тем, как указано в протоколе от 20.04.2020 N 0001-208-К-26-04329-2020/Р, на участие в Закупке поступили заявки от шести лиц, при этом заявки двух лиц были поданы 13.04.2020 в 09.20 (Участник N 6112), в 10.01 (Участник N 790).
Кроме того, Комиссия учитывает, что извещение об осуществлении Закупки было опубликовано 12.03.2020, у Заявителя имелась возможность подать заявку в течение более чем календарного месяца. При этом Заявитель посчитал для себя возможным подачу заявки за 15 минут до окончания срока подачи заявок.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Принимая решение участвовать в закупке, являясь участником закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых Законом о закупках установлены требования об использовании государственной информационной системы и требования к этапам закупки и их срокам, Заявитель, в том случае если бы он действовал разумно, заботливо и осмотрительно, должен был осознавать риски, возникающие при подаче заявки на участие в Закупке в последние 15 минут более чем месячного срока, предусмотренного извещением об осуществлении Закупки (в том числе возможные технические сбои, не зависящие от участников Закупки, Организатора.
Кроме того, Комиссия соглашается в данном случае с Организатором в том, что сбой в работе портала "Госуслуги", произошедший в тот момент, когда ООО "МИС" пыталось подать заявку на участие в Закупке, находится вне контроля Организатора.
Кроме того, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора при проведении Закупки нарушений действующего законодательства, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Дополнительно Комиссия отмечает, что в части доводов Заявителя, касающихся несогласия с действиями используемой электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" жалоба Заявителя направлена по компетенции в ФАС России.
Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Межотраслевые инженерные системы" (ИНН:6316159863, ОГРН:1106316014661) на действия ПАО "Транснефть" (ИНН:7706061801, ОГРН:1027700049486) при проведении Закупки необоснованной.
Предоставить право снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 12.05.2020 N ПО/26667/20, ФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2020 г. N 077/07/00-8081/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.05.2020