Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
в результате осуществления внеплановой проверки соблюдения заказчиками, указанными в приложении, требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), проведенной на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с поступлением обращения _. (далее - _. о проведении проверки соблюдения заказчиками, указанными в обращении, требований Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение _. о нарушении заказчиками, указанными в приложении, требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Суть заявления _. состоит в следующем.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Между тем, на основании сведений, полученных из открытых источников, установлено, что в период с 2017 по 2019 г.г. в Новосибирской области в рамках исполнения программы "Чистая вода" почти 50% бюджетных средств на строительство водозаборных скважин были распределены между несколькими подрядными организациями, а именно, контракты заключены без проведения конкурентных процедур.
Наименование заказчика |
Предмет контракта |
Подрядная организация |
Администрация Ярковского с/с Доволенского р-на Новосибирской обл.
|
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3542010055019000004) |
ООО "БурСиб-Н"
|
Администрация Медяковского с/с Купинского р-на Новосибирской обл. |
Работы по строительству водозаборной скважины (3542910032219000003) |
ООО "БурСиб-Н"
|
Администрация Поваренского с/с Коченевского р-на Новосибирской обл. |
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3542510670018000006) |
ООО "БурСиб-Н"
|
Администрация Карасукского р-на Новосибирской обл. |
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3542211061018000130) |
ООО "БурСиб-Н"
|
Администрация Алексеевского с/с Здвинского р-на Новосибирской обл. |
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3542110031318000001) |
ООО "БурСиб-Н"
|
Администрация Карасукского р-на Новосибирской обл. |
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3542211061019000177) |
ООО "Новосибирскводстрой" |
Администрация Боровского с/с Новосибирского р-на Новосибирской обл. |
Работы по ремонту систем холодного водоснабжения, кроме работ, выполняемых по индивидуальным заказам (3543310746519000005) |
ООО "БурСиб-Н"
|
Администрация Светлополянского с/с Болотнинского р-на Новосибирской обл. |
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3541310158519000001) |
ООО "БурСиб-Н"
|
Администрация г. Купино Купинского р-на Новосибирской обл. |
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3542910064318000020) |
ООО "СибВодМелиорация" |
Администрация р.п. Чистоозерное Чистоозерного р-на Новосибирской обл. |
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3544110119218000001) |
ООО "СибВодМелиорация" |
Администрация р.п. Чистоозерное Чистоозерного р-на Новосибирской обл. |
Строительство водозаборной Скважины в р.п. Чистоозерное Чистоозерного р-на (3544110119216000009) |
ООО "СибВодМелиорация" |
Администрация Черновского с/с Кочковского р-на Новосибирской обл. |
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3542610147018000004) |
ОАО "СМП-327" |
Администрация Ордынского р-на Новосибирской обл. |
Работы по строительству водозаборной скважины для водоснабжения с. Рогалево Ордынского р-на Новосибирской обл. (3543410064916000003) |
ОАО "СМП-327" |
Администрация Ордынского р-на Новосибирской обл. |
Работы по строительству водозаборной скважины для водоснабжения п. Пролетарский Ордынского р-на Новосибирской обл. (3543410048716000003) |
ОАО "СМП-327" |
Администрация Кочковского р-на Новосибирской обл. |
Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации (3542610214517000068) |
ОАО "СМП-327" |
Все вышеуказанные контракты были заключены заказчиками на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Однако заявитель полагает, что заказчики неправомерно отнесли работы по бурению водозаборных скважин к чрезвычайным ситуациям, т.к. должна быть установлена совокупность признаков чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе возможно в исключительных случаях, а именно, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.
Кроме того, ни один из указанных в таблице контрактов не зарегистрирован в единой информационной системе как исполненный, что также свидетельствует о неправомерности заключения вышеуказанных контрактов, поскольку не соблюдено требование, установлено п. 9 ч. 1 ст. 93, а именно, применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени.
Таким образом, _. полагает, что в данных случаях усматривается уклонение заказчиков от осуществления закупок на выполнение работ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате анализа представленных заказчиками документов Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме. При этом, применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Следовательно, необходимо наличие одновременно следующих условий: наступление самого чрезвычайного события (иного непредсказуемого и непредотвратимого во времени обстоятельства), а также нецелесообразность проведения закупки иным способом, требующим затрат времени, для ликвидации последствий данного события.
Согласно документам, представленным заказчиками (протоколы и решения заседаний комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, заключения специализированных организация о необходимости бурения новых скважин, распоряжения Правительства Новосибирской области о выделении денежных средств в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с выходом из строя водозаборных скважин), следует, что на территориях, подведомственных указанным заказчикам, вышли из строя водозаборные скважины. В соответствии с вышеуказанными документами ситуации, сложившиеся в населенных пунктах, были признаны критическими и чрезвычайными. В связи с выходом из строя водозаборных скважин на территориях населенных пунктов часть населения и организаций остались без водоснабжения.
Таким образом, в действиях заказчиков, указанных в приложении, при заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе нарушений законодательства о контрактной системе не усматривается.
Довод _. о стадиях исполнения контрактов, указанных в единой информационной системе, свидетельствующих о неправомерности заключения контрактов, не находит своего подтверждения, поскольку стадия исполнения контракта не свидетельствует об отсутствии обстоятельств, предусмотренных п.9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что только по трем из пятнадцати контрактов отсутствует информация об их исполнении (NN 3542510670018000006, 3542110031318000001, 3542910064318000020).
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 15 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать в действиях заказчиков, указанных в приложении, при заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 15 мая 2020 г. N 054/06/93-847/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.05.2020