по результатам рассмотрения жалобы ООО "Меганефть" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
08.05.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"..."
рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ООО "Меганефть" от б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 28.04.2020 N ПО/24440/20, на действия (бездействие) заказчика Государственная Компания "Автодор" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по объекту "Автомобильная дорога М-4 "Дон" (извещение N 32008921813), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Меганефть" (далее - Заявитель) от б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 28.04.2020 N ПО/24440/20, на действия (бездействие) заказчика Государственная Компания "Автодор" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по объекту "Автомобильная дорога М-4 "Дон" (извещение N 32008921813) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГК "Автодор" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 26.02.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 113 053 480 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 25.03.2020;
Дата рассмотрения заявок - 01.04.2020;
Дата подведения итогов Конкурса - 24.04.2020.
На участие в Конкурсе подано 4 заявки, из них 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.
Между Заказчиком и победителем Конкурса 06.05.2020 заключен договор.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены требования Закона о закупках, а именно:
Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критериям: "Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения работ персонала" и "Наличие минимально необходимых для выполнения работ рабочих строительных профессий";
Заказчиком принято неправомерное решение о выборе победителя по итогам проведения Конкурса.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по критериям: "Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения работ персонала" и "Наличие минимально необходимых для выполнения работ рабочих строительных профессий".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с пунктом 4.8 Документации для получения оценки конкурсной заявки по показателю "Наличие минимально необходимых для выполнения работ инженеров с высшим образованием в сфере строительства автомобильных дорог и/или искусственных сооружений - более 1 такого специалиста" по критерию "Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения работ персонала" осуществляется расчет такой оценки по формуле:
С i - 1 специалист
ИНЖi = -------------------------------------- *100*КЗ,
С max - 1 специалист
где:
ИНЖi - значение балла, начисляемого i-му участнику конкурса по показателю подкритерия "Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения Работ персонала". Отрицательное значение ИНЖi приравнивается к 0 (нулю).
КЗ - коэффициент значимости показателя, рассчитываемый по формуле: З1/100;
Сi - количество специалистов, подтверждённое представленными документами и сведениями, участника конкурса, заявка которого оценивается;
Сmax - максимальное количество специалистов, подтверждённое представленными документами и сведениями, из участников конкурса.
Согласно протоколу заседания комиссии по закупкам по вопросу оценки заявок и подведения итогов Конкурса от 16.04.2020 N 32008921813-03 Заявителю по критерию "Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения работ персонала" присвоено 0 баллов.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 3 раздела IV Документации вторая часть заявки, составленная по форме, установленной приложением N 3 к Документации, должна содержать сведения о данном участнике закупки, информацию о его соответствии общим и/или квалификационным требованиям, в том числе, в случае привлечения стратегического партнера документы и сведения, указанные в приложении N 15 Документации, а также в случае, если на стороне участника закупки выступает несколько лиц (коллективный участник закупки) - документы и сведения, указанные в приложении N 14 к Документации.
Согласно части 3 раздела VIII Документации установлено, что в случае привлечения участником закупки стратегического партнёра к выполнению части работ/оказания части услуг/поставки товаров, для использования комиссией сведений об опыте выполнения работ/оказания услуг/поставки товаров и/или сведений о специалистах и/или оборудовании и/или иных сведений о стратегическом партнере при оценке конкурсного предложения такого участника закупки в соответствии с установленными в Документации критериями конкурса прикладываются документы и информация в соответствии с приложением N 15 Документации.
Пунктом 2 таблицы N1 раздела VIII Документации установлено, что документами и сведениями, служащими для расчета критерия "Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения работ персонала" являются копии трудовых книжек и/или копии трудовых и/или гражданско-правовых договоров сотрудников участников закупки.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что во второй части заявки Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие соответствие АО "Завод ТРДМ" установленным документацией требованиям, сведения о том, что на стороне участника закупки выступает несколько юридических лиц (и в их числе АО "Завод ТРДМ"), или документы, подтверждающие привлечение АО "Завод ТРДМ" в качестве стратегического партнера, а также иные документы, предусмотренные приложениями N 14, 15 Документации.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о ненадлежащем осуществлении оценки заявки Заявителя по критерию "Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения работ персонала".
Согласно пункту 4.9 Документации для получения оценки конкурсной заявки по показателю "Наличие минимально необходимых для выполнения работ рабочих строительных профессий - более 5 таких работников" по критерию "Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения работ персонала" осуществляется расчет такой оценки по формуле:
С i - 5 работников
РСi = -------------------------------------- *100*КЗ,
С max - 5 работников
где:
РСi - значение балла, начисляемого i-му участнику конкурса по показателю подкритерия "Наличие у участника конкурса необходимого для выполнения Работ персонала". Отрицательное значение РСi приравнивается к 0 (нулю);
КЗ - коэффициент значимости показателя, рассчитываемый по формуле: З2/100;
Сi - количество работников, подтверждённое представленными документами и сведениями, участника конкурса, заявка которого оценивается;
Сmax - максимальное количество работников, подтверждённое представленными документами и сведениями, из участников конкурса.
Кроме того, согласно протоколу заседания комиссии по закупкам по вопросу оценки заявок и подведения итогов Конкурса от 16.04.2020 N 32008921813-03 Заявителю по критерию "Наличие минимально необходимых для выполнения работ рабочих строительных профессий" засчитано 5 специалистов.
В соответствии с пунктом 2 таблицы N 1 раздела VIII Документации порядок начисления баллов указан в таблице N 2 раздела VIII Документации.
Согласно таблицы N 2 раздела VIII Документации комиссия оценивает наличие/отсутствие минимально необходимых для выполнения работ рабочих строительных профессий. В случае, если такие рабочие отсутствуют, или их менее 6 таких работников, участнику Конкурса по данному показателю присваивается 0 (ноль) баллов.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в заявке Заявителя представлены документы, подтверждающие наличие 7 рабочих, в том числе 5 дорожных рабочих, 1 слесарь механо - сборочных работ, 1 слесарь-ремонтник.
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243, профессии "слесарь механо-сборочных работ" и "слесарь-ремонтник" не являются строительными.
Таким образом, вышеуказанные специалисты не учитывались при проведении оценки по показателю "Наличие минимально необходимых для выполнения работ рабочих строительных профессий".
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о ненадлежащем осуществлении оценки заявки Заявителя по критерию "Наличие минимально необходимых для выполнения работ рабочих строительных профессий".
Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений и материалов, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о наличии нарушений в действиях Заказчика.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о выборе победителя по итогам проведения Конкурса.
В соответствии с пунктом 19 раздела I Документации участник закупки должен соответствовать условиям отнесения к СМСП, установленным законодательством Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 9 части 3 раздела IV Документации предусмотрено, что участник должен в составе второй части заявки представить сведения, документы, служащие для подтверждения соответствия условиям отнесения к СМСП, установленным законодательством Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства, указанные в Приложении N 3 к Документации.
Из Жалобы следует, что заявка победителя не соответствует требованиям Документации по следующим основаниям:
победитель Конкурса не имеет опыта строительства;
победитель Конкурса не является субъектом малого и среднего предпринимательства, что не соответствует пункту 19 раздела I Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявку победителя Конкурса и пояснил, что победитель в составе заявки направил копию предварительного договора субподряда от 16.03.2020 года, заключенного с ООО "СМУ ИНТЕРТРАНССТРОЙ", а также документы и сведения, подтверждающие соответствие данного стратегического партнера требованиям, установленным пунктом 19 раздела I Документации. При этом в составе заявки победитель представил документы, подтверждающие наличие у стратегического партнера опыта в размере 1 566 067 148,42 руб., из которого комиссией был оценен опыт в размере 1 162 368 235,18 руб.
Также, представитель Заказчика указал, что в заявке победителя представлена декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме Приложения N12 Документации, которая подтверждает соответствие этого участника закупки условиям отнесения к СМСП, установленным законодательством Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о ненадлежащем выборе победителя по итогам проведения Конкурса.
Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений и материалов, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о наличии нарушений в действиях Заказчика.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Меганефть" (ИНН: 7224027040; ОГРН: 1037200655942) от б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 28.04.2020 N ПО/24440/20, на действия (бездействие) заказчика Государственная Компания "Автодор" (ИНН: 7717151380, ОГРН: 1097799013652) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по объекту "Автомобильная дорога М-4 "Дон" (извещение N 32008921813) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 мая 2020 г. N 223-ФЗ-337/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.05.2020