по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
13 мая 2020 г. г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя НПО "Хорда" (далее - Заявитель) Н.Ю.В., при участии представителя ПАО "Кубаньэнерго" (далее - Заказчик/Организатор торгов) Ч.А.А., рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении сравнения цен в электронной форме на право заключения договора на поставку линейно-сцепной арматуры для нужд ПАО "Кубаньэнерго" (извещение ROSSETI27032000015 опубликовано на сайте www.rosseti.roseltorg.ru),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО НПО "Хорда" на действия ПАО "Кубаньэнерго" при организации и проведении сравнения цен в электронной форме на право заключения договора на поставку линейно-сцепной арматуры для нужд ПАО "Кубаньэнерго" (извещение ROSSETI27032000015 опубликовано на сайте www.rosseti.roseltorg.ru).
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 13.05.2020 года в 10:00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Единым стандартом закупок ПАО "Россети" (далее - Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО "Россети" N 334 от 17.12.2018.
Начальная (максимальная) цена договора - 60 348,12 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Зажим аппаратный прессуемый типа А4А-150Т, предлагаемый заявителем к поставке и указанный им в приложении 7 к Заявке на участие в закупке способом сравнения цен "Технические параметры", на который также предоставлен Сертификат соответствия РОСС RU.AГ35.H02915, применяется для провода АС-150.
Информация о зажиме А4А-150Т предоставлена в каталогах заводов изготовителей в открытом доступе (Приложение N 1, Приложение N 2), например:
- для Тульского арматурно-изоляторного завода;
- для Московского завода высоковольтной арматуры.
В каталогах указано, что данные зажимы применяются для присоединения одного алюминиевого (типа А) или сталеалюминиевого (типа АС) провода к выводам аппаратов при монтаже открытых распределительных устройств. Изготавливается зажим A4A-15GT из алюминия с нанесением медного покрытия на контактную часть. Буква "Т" указывает на применение термодинамического напыления меди на контактную поверхность, что позволяет увеличить толщину покрытия, увеличить срок службы зажимов до 50 лет и значительно улучшить качества электрического контакта, что указано в каталоге на контактную арматуру (Приложение N2).
В соответствии с требованиями, установленными в п.п 2.1 Таблицы 1 ГОСТ 8024-90 "Аппараты и электротехнические устройства переменного тока на напряжение свыше 1000 В. Норма нагрева при продолжительном режиме работы и методы испытаний" (Приложение N 3), наибольшая допустимая температура нагрева контакта из меди, алюминия и их сплавов без покрытий в воздухе не должна превышать 90 °С.
Таким образом, применение зажимов типа А4А-150Т возможно на проводах при допустимом температурном нагреве не более 90 °С.
Заказчиком указано, что зажимы А4А-АСТ150, требуемые в соответствии с Конкурсной документацией, применяются для высокотемпературного инновационного неизолированного термостойкого провода типа ACT-150, который производит завод АО "Кирскабель".
Информация об указанном проводе указана в каталоге завода-изготовителя АО "Кирскабель" в открытом доступе https://uncomtech.ru/press/catalogs/.
На странице 3 каталога АО "Кирскабель" указано, что рабочая температура провода ACT составляет 210 °С, в отличие от обычного сталеалюминиевого провода АС, для которого данная температура составляет 90 °С. Высокая температура работы провода ACT достигается применением специальных сплавов Al-Zr (Алюминий Цирконий).
На странице 16 каталога АО "Кирскабель" в разделе "Линейная арматура для монтажа проводов ACT" указано, что ОАО "Кирскабель" считает необходимым использование только рекомендованной заводом-изготовителем арматуры (зажимов).
На странице 19 каталога АО "Кирскабель" в разделе "Указания по монтажу и эксплуатации проводов ACT" указано, что монтаж провода и его эксплуатация должна проводиться в соответствии с требованиями АО "Кирскабель", изложенных в инструкции по монтажу неизолированных термостойких проводов марки ACT. При этом, рабочая температура проводов при эксплуатации не должна превышать 210 °С.
Это связано с тем, что для провода ACT необходима специальная арматура, которая может работать при рабочей температуре провода ACT, а именно 210 °С, что достигается путем изготовления арматуры (зажимов) из специальных сплавов Al-Zr (Алюминий Цирконий). Данная информация содержится в письме от 28.04.2020 N 632 ООО "МЗВА".
Указанная арматура в связи с малым объемом производства не вносится в каталоги заводов-изготовителей, а её изготовление производится при специальном заказе. При этом, к наименованию зажима добавляются буквы "АСТ".
В соответствии с письмом завода - изготовителя зажимов ООО "МЗВА" от 08.04.2020 N б/н наименование указанного зажима изменилось, и в настоящее время аппаратный зажим для провода ACT-150 носит название А4АСТ-150.13, Зажим соответствует требованиям ГОСТ Р 51177-2017 "Арматура линейная. Общие технические требования" и ГОСТ Р 51155-2017 "Арматура линейная. Правила и методы испытаний".
В п.п. 1.1-1.2 Инструкции по монтажу зажимов А4АСТ для проводов марки ACT производства АО "Кирскабель" указано, что зажимы А4АСТ предназначены для монтажа проводов марки ACT и по своим характеристикам соответствуют требованиям ТУ 3449-001-52819896-2020 "Арматура линейная для проводов марки ACT, Технические условия".
Таким образом, зажимы, предлагаемые заявителем к поставке, не являются аналогом зажимов, требуемых в соответствии с Документацией Заказчика, по температурному режиму применения.
В соответствии с частью 7 Приглашения к участию в закупке способом сравнения цен (далее - Документация о закупке) по результатам рассмотрения инициатор закупки, вправе отклонить Заявки, которые:
- в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению Заявки;
- поданы Участниками, которые не отвечают требованиям настоящего Документации о закупке;
- содержат Заявки, по существу не отвечающие техническим, коммерческим или Договорным требованиям, в т.ч. содержат недостоверные сведения о стране происхождения товара, указанного в Заявке;
- содержат очевидные арифметические или грамматические ошибки, с исправлением которых не согласился Участник;
- не соответствуют требованиям о предоставлении документов, необходимых для проверки полноте и достоверности раскрытия информации о цепочке собственников, выявления признаков аффилированности и конфликта интересов.
В соответствии с пунктом 8.1.7.11. Положения о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке или такая заявка признана несоответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 5.3.4. Документации Центральная конкурсная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;
б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).
Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Положение о закупках, а также вышеуказанные Типовые требования (Приложение 2 к Положению о закупке) разработаны и утверждены Советом директоров ПАО "Россети" и регламентирует процедуры закупок товаров, работ, услуг в ПАО "Россети" и обществах, присоединившихся к настоящему Стандарту.
Положения Единого Стандарта закупок ПАО "Россети" не обжалованы и должны быть применимы Заказчиками, присоединившимися к настоящему Стандарту.
С учетом вышеизложенного, Заявителем не выполнены требования, установленные в Документации о закупке, что повлекло отклонение его заявки.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НПО "Хорда" на действия ПАО "Кубаньэнерго" при организации и проведении сравнения цен в электронной форме на право заключения договора на поставку линейно-сцепной арматуры для нужд ПАО "Кубаньэнерго" (извещение ROSSETI27032000015 опубликовано на сайте www.rosseti.roseltorg.ru) необоснованной.
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 мая 2020 г. N 023/07/3-1932/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.05.2020