Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу <...> (далее также - Заявитель) на действия Финансового управляющего Чернявской И.А. (далее - Организатор торгов) и АО "Российский аукционный дом" (далее - ЭТП) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение N 4645684, лот N 1, далее - Торги) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
Основанием для обращения Заявителя с жалобой послужило несогласие с фактом отклонения его заявки за непоступление задатка для участия в Торгах.
В силу пп. 4 и 7 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Таким образом Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Организатор торгов и оператор электронной торговой площадки АО "Российский аукционный дом" направили письменные пояснения, в которых выражают несогласие с доводами жалобы Заявителя.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, изучив имеющиеся материалы, Комиссия признала жалобу обоснованной.
Согласно представленной информации, Заявитель участвовал в оспариваемых Торгах в интересах другого лица, о чем свидетельствует представленная в составе его поданной заявки доверенность, содержащая права на участие в конкретных Торгах в качестве поверенного. Кроме того, задаток на участие в Торгах направлен самим Принципалом, а заявка подана его доверенным лицом, то есть Заявителем.
Протокол об определении участников Торгов на периоде с 05.04.2020 по 09.04.2020 N РАД-205449 составлен 10.04.2020 (далее - Протокол) и размещен Организатором на сайте используемой торговой площадки.
В Протоколе отражено, что заявка Заявителя была отклонена за не поступление задатка на указанный в сообщении о проведении торгов счет на дату составления настоящего протокола.
В соответствии с п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток. Указанные содержаться в сообщении, размещенном Организатором торгов в ЕФРСБ. При этом Комиссия отмечает, что такой порядок не должен сводиться на регламент, должны быть изложен конкретный алгоритм выполнения действий по направлению задатка. Фактически, в указанном случае Организатор торгов и ЭТП настаивают на зачислении денежных средств на лицевой счет.
Согласно размещенному сообщению о Торгах, задаток для участия в публичном предложении, устанавливается в размере 20% от цены действующего периода публичного предложения и вносится оператору электронной площадки по следующим реквизитам: р/с: 40702810055040010531 в Северо-Западном банке РФ ПАО Сбербанка г. Санкт-Петербург, к/с N 30101810500000000653, БИК 044030653, получатель - АО "Российский аукционный дом" (ИНН 7838430413, КПП 783801001) и должен поступить на счет к моменту допуска заявителей к участию в продаже имущества, при этом заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счет не позднее даты и времени окончания приема заявок на участие в публичном предложении для соответствующего периода проведения публичного предложения. Порядок и условия заключения договора о задатке и зачисления денежных средств, определяются оператором электронной площадки, при этом претендент, принимая решения участвовать в торгах, соглашается на их условия. Задаток признается внесенным в установленный срок (в текущем периоде), если денежные средства в полном объеме поступили на счет, указанный в сообщении о торгах, не позднее срока окончания текущего периода снижения начальной цены (периода торгов).
При этом Заявитель в ходе заседания подтвердил, что денежные средства поступили на счет Организатора к моменту допуска заявителей к участию в продаже имущества (на дату составления Протокола), что подтверждает представленный ответ АО "Российский аукционный дом", а также выписка с расчетного счета ЭТП за 07.04.2020, а также платежное поручение от 07.04.2020 N 20, которое было приложено в составе заявки Заявителя.
При этом в ходе заседания Организатор торгов, а также ЭТП в своих письменных возражениях ссылаются на то, что Заявителем не исполнены положения регламента ЭТП в части обязательности зачисления задатков через личный кабинет принципала, а не через личный кабинет представителя.
Так, в п. 7.1 Регламента системы электронных торгов (СЭТ) АО "Российский аукционный дом" при проведении электронных торгов при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Регламент) отражено, что для участия в торгах претендент с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о банкротстве и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью претендента.
Кроме того, в п. 11 Регламента указано, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Кроме того, в соответствии с указанным выше пунктом Регламента к заявке на участие в торгах должны прилагаться документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени претендента.
То есть самим Регламентом предусмотрен институт участия через представителя, агента.
В отношении зачисления задатка в п. 7.4 Регламента отражено, что претендент представляет Оператору электронной площадки в форме электронного сообщения подписанный квалифицированной электронной подписью претендента договор о задатке и направляет задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже. Претендент вправе направить задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка Заявителем в соответствии с электронным сообщением о продаже признается акцептом договора о задатке.
Доводы представителя Организатора торгов и ЭТП о том, что заявка Заявителя не подана в полном в соответствии с иным регламентом, размещенным на площадке (РЕГЛАМЕНТ АО "Российский аукционный дом" о порядке работы с денежными средствами, перечисляемыми в качестве задатка при проведении электронных торгов по продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, далее - Регламент 2) оцениваются Комиссией критически в связи с тем, что положения общего Регламента по участия в Торгах и Регламента 2 противоречат друг другу в части порядка направления денежных средств, а представленное уведомление от 23.10.2019 доводов указанных лиц не подтверждает, и прямо не относится к рассматриваемому делу, поскольку ЭТП не представлены доказательства того, что данное уведомление было направлено в адрес Заявителя.
Кроме того, согласно п. 1 Регламента установлено, что лицевой счет - отчетная форма, сформированная оператором электронной площадки на электронной площадке для осуществления учета денежных средств, поступивших оператору электронной площадки для обеспечения участия пользователя в процедурах продажи имущества в электронной форме. Однако, с учетом указанных положений получается, что это карта учета средств (в понимании Организатора торгов и ЭТП), которая предполагает дополнительные исполнение потенциальным участником действий, прямо не отраженных в Сообщении.
Кроме того, отраженный в возражениях площадки и Организатора торгов довод о том, что задаток для участия в Торгах должен быть уплачен самим агентом для допуска его заявки, но это нарушает права непосредственного участника на распоряжение собственными средствами, поскольку он не ограничен вправе самостоятельно осуществлять такую операцию.
Комиссия учитывает, что исходя из условий Сообщения, задаток внесен Заявителем в установленный срок, а иной порядок зачисления денежных средств со ссылками на Регламент 2 не был указан в размещенном Сообщении.
Согласно п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Вместе с тем п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве обязывает Организатора торгов допустить заявку Заявителя, задаток которого поступил своевременно на счет, указанный в сообщении о проведении торгов.
С учетом изложенного, Комиссия усматривает в действиях Организатора торгов нарушения п. 10 и п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве и признает жалобу обоснованной.
Комиссия руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов и ЭТП при проведении Торгов обоснованной.
Установить в действиях Организатора торгов нарушение п. 10 и п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-7281/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
07.05.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 07.05.2020 по делу N 077/07/00-7281/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Финансовому управляющему Чернявской И.А. (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение N 4645684, лот N 1, далее - Торги), а именно:
Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.
АО "Российский аукционный дом" (далее - ЭТП) обеспечить возможность исполнения предписания путем зачисления задатка на лицевой счет Заявителя (если иного способа для исполнения предписания в части допуска Заявителя к Торгам не имеется).
ЭТП исполнить настоящее предписание в срок до 03.06.2020.
Организатору торгов подвести итоги с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 07.05.2020 по делу N 077/07/00-7281/2020.
Организатору торгов разместить информацию о выполнении указанных действий в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве.
Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 12.06.2020.
Организатору продажи о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 15.06.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 мая 2020 г. N 077/07/00-7281/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.05.2020