по результатам рассмотрения жалобы ООО "Эталон" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
29.04.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО "Эталон" от 21.04.2020 б/н, направленную письмом Тульского УФАС России от 24.04.2020 N 05/2388, на действия (бездействие) заказчика ООО "Инвестпартнер" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку спирта этилового ректификованного из пищевого сырья "Люкс", "Альфа" (извещение N 32009090750), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Эталон" (далее - Заявитель) от 21.04.2020 б/н, направленная письмом Тульского УФАС России от 24.04.2020 N 05/2388, на действия (бездействие) заказчика ООО "Инвестпартнер" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку спирта этилового ректификованного из пищевого сырья "Люкс" (извещение N 32009062303) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "Инвестпартнер" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
17.04.2020 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация);
дата окончания подачи заявок - 29.04.2020;
дата рассмотрения заявок - 29.04.2020;
дата подведения итогов Запроса предложений - 29.04.2020;
начальная (максимальная) цена договора - 2 052 000 000 рублей;
На участие в Запросе предложений подана 1 заявка.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком Запрос предложений проведен в нерабочие дни.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком Запрос предложений проведен в нерабочие дни.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики при осуществлении закупочной деятельности руководствуются, в том числе, собственным положением о закупках, где заказчики предусматривают порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки в соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках.
При этом пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип установлен пунктом 1.8.2 Положения о закупках.
Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе, порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе, извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.
Согласно пункту 4 указа президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российско Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ) положения о нерабочих днх не распространяеся, в том числе, на организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости.
Из Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно осуществлено проведение Запроса предложений в нерабочие дни, поскольку согласно Указу период с 04.04.2020 по 30.04.2020 является нерабочими днями.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что Заказчик осуществляет производство алкогольной продукции, деятельность которой относится к обеспечению населения продуктами питания и товарами первой необходимости, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 Указа положения о нерабочих днях не распространяются на деятельность Заказчика.
Кроме того, представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанные в Документации сроки проведения Запроса предложений установлены согласно требованиям Закона о закупках.
Вместе с тем, представителем Заявителя на Заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 4.18 Документации предусмотрен порядок и право заказчика осуществлять процедуру проведения преддоговорных переговоров.
Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительную информацию и проводить преддоговорные переговоры может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Эталон" (ИНН: 7132500620, ОГРН: 1107154024780) от 21.04.2020 б/н, направленную письмом Тульского УФАС России от 24.04.2020 N 05/2388, на действия (бездействие) заказчика ООО "Инвестпартнер" (ИНН: 7751507541, ОГРН: 1127747226034) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку спирта этилового ректификованного из пищевого сырья "Люкс", "Альфа" (извещение N 32009090750) необоснованной.
Признать в действиях ООО "Инвестпартнер" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 29.04.2020 N 223-ФЗ-302/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2020 г. N 223-ФЗ-302/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2020