по результатам рассмотрения жалобы АО "Тяжмаш" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
29.04.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу АО "Тяжмаш" от 22.04.2020 N 104/709-4176 на действия (бездействие) заказчика ООО "Мгэс Ставрополья и КЧР" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление разработки конструкторской документации, изготовления, поставки, шефмонтажа и пусконаладки гидротурбинного оборудования, включая техническое обучение (подготовку) эксплуатационного персонала, для объектов Красногорская Малая ГЭС-1, Красногорская Малая ГЭС-2 для нужд ООО "МГЭС Ставрополья и КЧР" (извещение N 31908046435), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба АО "Тяжмаш" (далее - Заявитель) от 22.04.2020 N 104/709-4176 на действия (бездействие) заказчика ООО "МГЭС Ставрополя и КЧР" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление разработки конструкторской документации, изготовления, поставки, шефмонтажа и пусконаладки гидротурбинного оборудования, включая техническое обучение (подготовку) эксплуатационного персонала, для объектов Красногорская Малая ГЭС-1, Красногорская Малая ГЭС-2 для нужд ООО "МГЭС Ставрополья и КЧР" (извещение N 31908046435) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд ПАО "РусГидро", утвержденного протоколом заседания Совета директоров ПАО "РусГидро" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.
28.06.2019 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата окончания подачи заявок - 08.11.2019;
дата рассмотрения заявок - 19.02.2020;
дата подведения итогов - 25.02.2020;
начальная (максимальная) цена договора - 1 336 648 784, 20 рубля;
на участие в Аукционе подано 4 заявки, из них 1 заявка признана соответствующей требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 25.03.2020 N 223-ФЗ-221/20 (далее - Предписание).
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
На основании решения ФАС России от 25.03.2020 N 223-ФЗ-221/20 (далее - Решение), принятого по результатам рассмотрения жалобы Заявителя от 18.03.2020 N 104/557-3343 на действия (бездействие) Заказчика при проведении Аукциона, в действиях Заказчика выявлены нарушения части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, выразившиеся в том, что Заказчиком по результатам проведения Аукциона в адрес Заявителя не направлен для подписания проект договора в установленные Законом о закупках сроки, в связи с чем Заказчику выдано обязательное для исполнения Предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, согласно которому Заказчику предписано продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации с учетом принятого Решения, а также в срок до 20.04.2020 представить в ФАС России подтверждение исполнения Предписания в письменном виде по электронной почте.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком не осуществлены действия, направленные на исполнение ранее выданного Предписания, а именно в адрес Заявителя не направлен проект договора, а также в срок до 20.04.2020 не представлено в ФАС России подтверждение исполнения Предписания.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил документы и пояснил, что Предписание ФАС России в установленные срок не исполнено, поскольку Аукцион признан несостоявшимся.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в связи с тем, что Аукцион признан несостоявшимся, Заказчиком по результатам проведения закупки у единственного поставщика на право заключения договора на осуществление разработки конструкторской документации, изготовления, поставки, шефмонтажа и пусконаладки гидротурбинного оборудования, включая техническое обучение (подготовку) эксплуатационного персонала, для объектов Красногорская Малая ГЭС-1, Красногорская Малая ГЭС-2 для нужд ООО "МГЭС Ставрополья и КЧР" (далее - Закупка у единственного поставщика) 23.03.2020 с ООО "Фойт Гидро" заключен договор N 14/2020 от 23.03.2020 с предложением о цене договора 1 275 183 000 рубля.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неисполнении Предписания и, как следствие, несоблюдении требований Закона о защите конкуренции, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Тяжмаш" (ИНН: 6325000660, ОГРН: 1026303055217) 22.04.2020 N 104/709-4176 на действия (бездействие) заказчика ООО "МГЭС Ставрополя и КЧР" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление разработки конструкторской документации, изготовления, поставки, шефмонтажа и пусконаладки гидротурбинного оборудования, включая техническое обучение (подготовку) эксплуатационного персонала, для объектов Красногорская Малая ГЭС-1, Красногорская Малая ГЭС-2 для нужд ООО "МГЭС Ставрополья и КЧР" (извещение N 31908046435) обоснованной.
Признать в действиях ООО "МГЭС Ставрополя и КЧР" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 29.04.2020 N 223-ФЗ-303/20 не выдавать, поскольку по результатам проведения Закупки у единственного поставщика 23.03.2020 заключен договор.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 29.04.2020 N 223-ФЗ-303/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2020 г. N 223-ФЗ-303/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2020